«Резьба по дереву»

  • Описание
  • Группы
  • Отзывы
  • Место на карте

Цель: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.

Задачи:

Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
Формирование последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.

На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить и решить одну из задач почти не удаётся, да и не нужно.

Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе.

В процессе решения творческих задач школьники получают знания и умения по следующим видам работы с древесиной:

 

- Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста.

Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.

В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках в школе.

Занятия можно проводить как в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошей вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки.

- Резьба по дереву. Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.

Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.

Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.

Красота и законченность форм, широкая, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины.

Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.

Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.

Педагоги

Ямалов Тагир Тухватович

Учебный план

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

 

№ п/п
Тема
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
1
-
1
2.
Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты)
0,5
1
1,5
3.
Выпиливание по внутреннему контуру.
1
1,5
2,5
4.
Выпиливание по внутреннему контуру.
1
4
5
5.
Комплексная работа по выпиливанию.
-
10
10
6.
Инструменты, приспособления для худ. обработки древесины.
1
-
1
7.
Основные свойства древесины.
1,5

1,5
8.
Технология контурной резьбы.
1
1,5
2,5
9.
Выполнение задания по образцу. (на светлом фоне).

7
7
10.
Контурная резьба по тонированному фону.
2,5
13,5
16
11.
Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.
2
-
2
12.
Азбука геометрических элементов.
1
5
6
13.
Выпиливание предмета с резной заставкой.
1
7
8
14.
Подготовка к выставке.
-
6
6
Итого:
70

Цели программы

Цель: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.

Задачи:

Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
Формирование последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.

На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить и решить одну из задач почти не удаётся, да и не нужно.

Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе.

В процессе решения творческих задач школьники получают знания и умения по следующим видам работы с древесиной:

 

- Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста.

Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.

В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках в школе.

Занятия можно проводить как в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошей вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки.

- Резьба по дереву. Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.

Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.

Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.

Красота и законченность форм, широкая, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины.

Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.

Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.

Результат программы

Ожидаемый результат: формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по художественной обработке древесины.

В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.

На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.

Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.

Особые условия проведения

 

Учащиеся должны знать:

I основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

I историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

I основы композиции, основные принципы декоративного оформления;

I виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании, инструменты, оборудован6ие и приспособления;

I основные приемы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

I технологический процесс изготовления изделия;

I правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;

I основные сведения о народных художественных промыслах родного края, их характерных особенностях;

I основы композиции: составление композиций для токарных изделий;

I устройство токарного станка;

I применяемый инструмент, приемы его заточки и правки.

 

Учащиеся должны уметь:

I различать изделия разных видов обработки дерева, характерных для традиционных центров художественных промыслов родного края;

I делать зарисовки с образцом изделий;

I владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;

I следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;

I содержать в порядке рабочее место;

I экономно и аккуратно использовать материалы;

I пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;

I видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры;

I проектировать простое изделие в традициях местного промысла и изготовлять его;

I различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно – прикладного искусства родного края;

I делать зарисовки с образцов изделий;

I проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;

I затачивать и править необходимые инструменты;

I соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

 

Материально-техническая база

Кадровое обеспечение- педагог, прошедший курсы повышения квалификации.

Для полноценной реализации данной программы необходимы следующие оборудование и материалы:

 

Станки

1. Деревообрабатывающий

(циркулярка, фуговальный) – 1 шт.

2. Сверлильный – 1 шт.

3. Заточный – 1 шт.

4. Шлифовальный – 1 шт.

5. Электродрель ручная – 1 шт.

6. Электролобзик – 1 шт.

7. Токарный станок СТД-120-2 шт

Инструменты

1. Набор резцов (стамесок) – 5 комплектов

2. Лобзики – 12 шт.

3. Ножовки по дереву – 10 шт.

4. Рубанки – 8 шт.

5. Полуфуганки – 2 шт.

6. Надфиля – 4 комплекта.

7. Сверла – 4 комплекта.

8. Тиски – 4 шт.