Исследовательская деятельность по археологии

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения (Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. // Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001). Наиболее эффективно формирование личности воспитанника в исследовательской деятельности происходит в том случае, если эта деятельность осуществляется в социокультурной образовательной среде и направлена на реализацию реальных, социально-значимых проектов.

Отличие данной образовательной программы от других, действующих в городе и области программ детской археологии: практическая направленность данной программы на процесс учебно-исследовательской деятельности. Индивидуальная работа с учащимися по выполнению исследовательских проектов в области археологии и краеведения. При реализации проектов планируется активное взаимодействие с научным сообществом, учреждениями и организациями Челябинска, Челябинской области и Уральского региона для создания социально-образовательной среды, в рамках которой будут решаться задачи программы.

Педагоги

Марков Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ

Содержание программы

1 год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие – 1

Раздел 2. Организация исследовательской работы – 5

 

Раздел 3. Теоретическая база исследовательской работы – 20

 

Раздел 4 Практическая часть исследовательской работы – 26

 

Раздел 5. Оформление исследовательской работы – 14

 

Раздел 6. Защита исследовательской работы – 7

 

Раздел 7. Итоговое занятие – 1

Всего часов – 74

2 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие – 1

 

Раздел 2 Организация исследовательской работы – 5

 

 

Раздел 3 Теоретическая база исследовательской работы-20

 

Раздел 4 – Практическая часть исследовательской работы – 26

 

Раздел 5. Оформление исследовательской работы – 14

 

Раздел 6 Защита исследовательской работы – 7

 

Раздел 7. Итоговое занятие – 1

Всего часов: 74

Цели программы

Формирование основ исследовательского мышления, через организацию исследовательской деятельности в социокультурной образовательной среде детского археологического движения.

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы выражаются в наличии у выпускника объединения юных археологов следующих позиций:

Метапредметны:

•Сформированность основ научного мировоззрения.

•Знание основ методики научно-исследовательской работы, сформированность умений и навыков исследовательской деятельности.

•Сформированность мотивации к познанию, творчеству, поисковой и исследовательской деятельности.

Предметные:

•Наличие углублённых (за пределами школьной программы) знаний по археологии, краеведению, истории материальной и духовной культуры первобытных народов и древних цивилизаций, а также по отдельным разделам научных дисциплин необходимых для ведения исследовательской работы по древнейшей истории Южного Урала.

Личностные.

•Личный опыт участия в коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности: изучение археологических, культурных памятников, артефактов, процессов, явлений; выполнение исследовательских проектов и т.д. Опыт участия в сохранении культурного наследия родного края.

•Наличие личностных качеств необходимых ученому-исследователю: любознательность, критическое мышление, творческое отношение к делу, системность мышления, трудолюбие, толерантность, самостоятельность, умение работать в коллективе и т.д.

•Готовность к продолжению образования по избранному направлению.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

I.Печатные пособия: 1. Плакаты: «геологические карты»-3;

2.Схемы: «Учебные геологические карты»-20.

3.Таблицы: «Шкала геологического времени», «Геохронологическая шкала»-2.

4.Печатные пособия: учебники по геологическим дисциплинам, учебные пособия по геологии, геологические справочники – 15

II.Технические средства обучения: 1.Персональный компьютер (рабочее место педагога),

2.Принтер лазерный

III.Информационно-коммуникационные средства (программные средства): операционная система, антивирусная программа, программа-архиватор 7-Zip, программа для записи CD и DVD дисков, мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы, редактор Web-страниц, браузер Opera.

IV. Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное, спортивный инвентарь, инструменты и т.п.) оборудование, карандаши −20, линейки – 10, ножницы – 2, клей – 2, бинокуляр – 2, электронные весы – 1, набор сит – 1, камнерезные станки-3.

V.Мебель: книжный шкаф-2, компьютерный стол (геологическая лаборатория)-1, стулья-20, шкафы для хранения оборудования – 2, витрины-2, стелажи – 3.

VI. Модели (макеты): «Крепость» – 1, «Старательский домик»-1, «Поиски золота»-1.

VIII. Дидактические материалы: 1. Коллекция камней, коллекция минералов по химическим классам, коллекция горных пород по генезису, коллекция кристаллы, коллекция поделочных камней, 600 образцов 200 образцов, 40 образцов, 150 образцов.

2.Наглядно-иллюстрационный материал: Геологическая игра: геологическое домино «Шкала твёрдости», Геологическая компьютерная игра «Кто хочет стать геологом» (3 вида), Геологическая игра новогодний праздник «Викторина по геологии», Учебно-методическое пособие «Геологические экскурсии по Челябинской области»

3.Раздаточный материал: учебные коллекции по минералам, горным породам, лабораторно практические задания.

VI.Модели (макеты): учебные макеты археологических объектов-10, реплики (модели) археологических предметов – 200.

VII.Натуральные объекты: экспонаты археологического музея ДПШ-2500.

VIII. Дидактические материалы: наглядно-иллюстрационный материал (фотографии, слайды, картосхемы и т.д.) – 55 комплектов, раздаточный материал (распечатки памяток, алгоритмов, практических заданий, тестов и т.д.)-46 комплектов, библиотечка литературы по археологии, краеведению, истории, этнографии, палеонтологии, ВИД 1050.

Стоимость

Бесплатно