Юный археолог – исследователь

Археология, как одна из исторических дисциплин, обладает огромным обучающим потенциалом, опираясь на чувственное восприятие ребенка исторических сведений через предмет. Знакомясь с археологическими находками, учащийся может увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения. Знакомство учащегося с реальным миром древних вещей и его исследование значительно расширяет горизонты познания, правильно формирует систему ценностей, углубляет формирующееся мировоззрение ребёнка.

Актуальность Детское археологическое движение создаёт оптимальную социокультурную среду для формирования личности культурной, образованной, творческой, свободной, деятельной, вооружённой научным мировоззрением, способной к рефлексии, обладающей навыками исследовательской деятельности. Археологическая педагогика в Челябинске и Челябинской области накопила большой педагогический опыт. Школьники принимают систематическое участие в полевых исследованиях (разведках и раскопках) с 50-х годов прошлого века. С 1964 г. действует археологическая секция НОУ. С 70-х годов в области проводятся школьные археологические экспедиции. В 1988 году образован областной клуб «Формика» («Муравей») – содружество детских археологических объединений, построенное на их совместной образовательной деятельности. Клуб становится, по существу, экспериментальной площадкой, в которой разрабатывались и апробировались концептуальные основы, технологии, формы, методы развития личности ребёнка в детском археологическом движении. В настоящее время клуб «Формика» является детским объединением МАУДО «ДПШ» им. Н.К.Крупской. С 2014 года клуб действует как молодежное объединение при региональном отделении Русского географического общества. Является организационным и методическим центром детской археологии в Челябинской области. Целый ряд клубных творческих дел ориентирован на широкую детскую аудиторию города и области: встреча «Кто бывал в экспедиции», воскресная школа юных археологов, игра «Археологическая мозаика», областная летняя экспедиция «Юный археолог», экскурсии на археологические памятники Южного Урала.

Отличие данной образовательной программы от других, действующих в городе и области программ детской археологии: большее внимание уделено обучению методике и методологии научно-исследовательской деятельности, археология рассматривается как составляющая часть исторического краеведения. Целостность и разносторонняя полнота программы обеспечивается активным взаимодействием с научным сообществом, учреждениями и организациями Челябинска, Челябинской области и Уральского региона для создания социально-образовательной среды, в рамках которой будут решаться задачи программы. Программа ориентирована не только на работу с коллективом детского археологического объединения ДПШ, но и на проведение клубных форм работы с привлечением детских археологических и краеведческих объединений других учреждений общего и дополнительного образования.

По уровню сложности программа относится к базовому уровню. Программа объединяет следующие направления и виды деятельности: археология, краеведение, элементы этнографии, географии, вспомогательных исторических дисциплин, методики научных исследований, основы туризма, основы гносеологии, различные элементы других научных дисциплин. Деятельность детского объединения предполагает включение в систему работы регионального содружества юных археологов.

Педагоги

Марков Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ

Учебный план

1 год обучения

Раздел 1.Вводное занятие – 2

Раздел 2. Что такое археология? – 32

 

Раздел 3. Юный демиург (моделирование, макетирование, эксперимент-ая работа) - 16

 

Раздел 4. Вместе весело шагать (массовые мероприятия) – 10

 

Раздел 5. Пешком в историю (экскурсии) – 12

 

Раздел 6. Итоговое занятие −2

Всего часов: 74

2 год обучения

Раздел 1 Вводное занятие – 2

Раздел 2. Жизнь древнего человека – 32

 

 

Раздел 3. Юный демиург (моделирование, макетирование, эксперимент работа) – 16

 

Раздел 4. Вместе весело шагать (массовые мероприятия) – 10

 

Раздел 5. Пешком в историю (экскурсии) – 12

 

Раздел 6. Итоговое занятие – 2

Всего часов: 74

3 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие – 2

Раздел 2. Великие археологические открытия – 32

 

Раздел 3 Юный демиург (моделирование, макетирование, экспериментальн работа)16

Раздел 4. Вместе весело шагать (массовые мероприятия) – 10

 

Раздел 5. Пешком в историю (экскурсии) −12

 

Раздел 6. Итоговое занятие – 2

Всего часов: 74

Цели программы

Первичное ознакомление учащихся с основами археологического краеведения.

Результат программы

Предметные:

- наличие элементарных (но за пределами школьной программы) знаний по археологии, краеведению, истории материальной и духовной культуры первобытных народов и древних цивилизаций, а также по отдельным разделам вспомогательных исторических дисциплин.

- сформированность основных умений и навыков по составлению учебного реферата.

Метапредметные:

- наличие мотивации к познанию, творчеству, поисковой и исследовательской деятельности.

Личностные:

- приобретение опыта участия в коллективной и индивидуальной творческой исследовательской деятельности в рамках клуба юных археологов «Формика».

- сформированность потребности в здоровом образе жизни, наличие знаний основ туризма, умений и навыков безопасности жизнедеятельности.

- готовность воспитанника к продолжению образования по избранному направлению.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

I.Печатные пособия: Плакаты (схемы, таблицы, иллюстрации археологических объектов, предметов и т.д.)-25.

Карты (топографические, специальные, археологические, исторические) 20

II.Технические средства обучения: экран настенный-1, мультимедиа проектор – 1, персональный компьютер (рабочее место педагога)-1, персональный компьютер (рабочее место учащегося)-3, принтер лазерный- 1, принтер цветной-1, сканер −1, цифровой фотоаппарат-6, устройство для чтения информации с карты памяти (картридер) 1, Цифровая видеокамера-2, Web-камера- 2, устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники-2, внешний накопитель информации −2, мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)-2.

III. Информационно-коммуникационные средства (программные средства): операционная система-1, антивирусная программа-1, программа-архиватор −1, программа для записи CD и DVD дисков-1, мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы-1, программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов-1, редактор Web-страниц-1, Браузер Firefox-1, мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы-1, программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов-1, программное обеспечение для работы цифрового микроскопа-1, коллекции цифровых образовательных ресурсов (аудио-, видео-, фото-, интернет-источники-).

IV.Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное, инструменты и т.п.) оборудование: бинокулярный микроскоп – 2, устройство для сопряжения микроскопа и цифровой фотокамеры 2, GPS навигатор-6, металлодетектор-3, нивелир 1, измерительные рейки 1 метр – 5, измерительные рейки 2 метра – 5, измерительные рейки 5 метров-2, буссоль геологическая-6, компас Андрианова – 6.

Пластиковые контейнеры для хранения археологических коллекций-150, чертежный планшет- 6.

Комплект чертежных принадлежностей (чертежный планшет, карандаш, линейка, транспортир, ластик, циркуль) 6, рулетка 50 метров-2, рулетка 10 метров 2.

V.Мебель: стол-13, компьютерный стол-4, стулья-25, аудиторная доска (для письма фломастером с магнитной поверхностью /мелом)-1, стойки для хранения компакт-дисков-5, шкафы для хранения оборудования-10, витрины для выставки музейных экспонатов – 10, столы для лабораторных и камеральных работ-2.

VI.Модели (макеты): учебные макеты археологических объектов-10, реплики (модели) археологических предметов – 200.

VII.Натуральные объекты: экспонаты археологического музея ДПШ-2500.

VIII. Дидактические материалы: наглядно-иллюстрационный материал (фотографии, слайды, картосхемы и т.д.) – 55 комплектов, раздаточный материал (распечатки памяток, алгоритмов, практических заданий, тестов и т.д.)-46 комплектов, библиотечка литературы по археологии, краеведению, истории, этнографии, палеонтологии, ВИД 1050.

Стоимость

Бесплатно