Археология, краеведение

Образовательная программа предполагает осуществление практической образовательной, поисковой деятельности в форме археологических школьных экспедиций, походов (археологических разведок), площадок экспериментальной археологии, слетов, полевых семинаров при сотрудничестве с научным сообществом.

Актуальность программы в том, что без опоры на краеведческие и археологические знания невозможно воспитать патриота, гражданина своей страны, личности уважающей ценности национальной и мировой культуры, историческое прошлое нашей страны. Наиболее эффективно формирование личности воспитанника осуществляется в социокультурной образовательной среде, направленной на реализацию реальных (а не учебных, имитационных), социально-значимых проектов (Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей. // Исследовательская работа школьников. 2003, № 3. С. 8 – 17.).

Детское археологическое движение создаёт оптимальную социокультурную среду для формирования личности культурной, образованной, творческой, свободной, деятельной, вооружённой научным мировоззрением, способной к рефлексии, обладающей навыками исследовательской деятельности.

Отличие данной образовательной программы от других, действующих в городе и области программ детской археологии: большее внимание уделено обучению методике и методологии научно-исследовательской деятельности, археология рассматривается как составляющая часть исторического краеведения. Целостность и разносторонняя полнота программы обеспечивается активным взаимодействием с научным сообществом, учреждениями и организациями Челябинска, Челябинской области и Уральского региона для создания социально-образовательной среды, в рамках которой будут решаться задачи программы. Программа ориентирована не только на работу с коллективом детского археологического объединения ДПШ, но и на проведение клубных форм работы с привлечением детских археологических и краеведческих объединений других учреждений общего и дополнительного образования.

По уровню сложности программа относится к базовому уровню. Программа объединяет следующие направления и виды деятельности: археология, краеведение, элементы этнографии, географии, вспомогательных исторических дисциплин, методики научных исследований, основы туризма, основы гносеологии, различные элементы других научных дисциплин. Деятельность детского объединения предполагает включение в систему работы регионального содружества юных археологов.

Педагоги

Марков Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие - 2

Раздел 2. Введение в современную археологию. Уровень базовый - 40

Раздел 3. Основы методики исследовательской деятельности учащихся – 36

Раздел 4. Музейная и камеральная практика - 18

Раздел 5. Основы экспериментальной археологии - 18

Раздел 6. Массовые мероприятия - 12

 Раздел 7. Экскурсии - 20

 Раздел 8. Итоговое занятие -2

 Всего часов: 148 часов

2 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие - 2

 Раздел 2. Археология Южного Урала - 76

 Раздел 3. Музейная и камеральная практика - 18

 Раздел 4. Основы экспериментальной археологии - 18

 Раздел 5. Массовые мероприятия -12

 Раздел 6. Экскурсии - 20

Раздел 7. Итоговое занятие – 2

 Всего часов: 148 часов

3 год обучения

Раздел 1.Вводное занятие – 2

Раздел 2.Этнография Южного Урала – 56

Раздел 3. Музейная и камеральная практика – 28

 

Раздел 4. Основы экспериментальной археологии – 28

 

Раздел 5. Массовые мероприятия – 12

Раздел 6. Экскурсии – 20

 

Раздел 7. Итоговое занятие −2

 

Всего часов: 148 часов

4 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие – 2

 

Раздел 2. Проблемные вопросы уральского краеведения – 48

 

 

Раздел 3. Археология России и ближайшего зарубежья – 28

 

Раздел 4. Музейная, архивная и камеральная практика – 18

 

Раздел 5. Основы экспериментальной археологии - 18

 

Раздел 6. Массовые мероприятия - 12

 

Раздел 7. Экскурсии - 8

Раздел 8 Археологические разведки, мониторинг 12

 

Раздел 9. Итоговое занятие - 2

 

Всего часов – 148

5 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие - 2

 

Раздел 2. Введение в современную археологию. Продвинутый уровень – 76

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Музейная, архивная и камеральная практика - 18

 

Раздел 4. Основы экспериментальной археологии. Трасология - 18

 

Раздел 5. Массовые мероприятия - 12

 

Раздел 6. Экскурсии – 8

Раздел 7. Археологические разведки, мониторинг сохранности памятников истории и культуры – 12

Раздел 8. Итоговое занятие – 2

Всего часов – 148

Цели программы

Развитие духовного и интеллектуального потенциала учащихся через изучение археологии в социокультурной образовательной среде детского археологического движения.

Результат программы

Метапредметные

1.Сформированность основ исследовательского мышления.

2.Знание основ методики научно-исследовательской работы.

3.Сформированность знаний основ туризма, умений и навыков безопасности жизнедеятельности в полевых условиях.

Предметные

4.Наличие углублённых (за пределами школьной программы) знаний по археологии, истории материальной и духовной культуры первобытных народов и древних цивилизаций, а также по отдельным разделам научных дисциплин необходимых для ведения исследовательской работы по древнейшей истории Южного Урала.

5. Готовность к продолжению образования по избранному направлению.

Личностные

6. Сформированность мотивации к познанию, творчеству, поисковой и исследовательской деятельности.

7. Личный опыт участия в коллективной и индивидуальной поисковой деятельности: изучение археологических, культурных памятников, артефактов, процессов, явлений и т.д. Опыт участия в сохранении культурного наследия родного края.

8. Наличие личностных качеств необходимых исследователю: любознательность, критическое мышление, творческое отношение к делу, системность мышления, трудолюбие, толерантность, самостоятельность, умение работать в коллективе и т.д.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

I.Печатные пособия: плакаты (схемы, таблицы, иллюстрации археологических объектов, предметов и т.д.)-25.

Карты (топографические, специальные, археологические, исторические) 20

II.Технические средства обучения: экран настенный-1, мультимедиа проектор – 1, персональный компьютер (рабочее место педагога)-1, персональный компьютер (рабочее место учащегося)-3, принтер лазерный- 1, принтер цветной-1, сканер −1, цифровой фотоаппарат-6, устройство для чтения информации с карты памяти (картридер) 1, Цифровая видеокамера-2, Web-камера- 2, устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники-2, внешний накопитель информации −2, мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)-2.

III. Информационно-коммуникационные средства (программные средства): операционная система-1, антивирусная программа-1, программа-архиватор −1, программа для записи CD и DVD дисков-1, мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы-1, программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов-1, редактор Web-страниц-1, Браузер Firefox-1, мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы-1, программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов-1, программное обеспечение для работы цифрового микроскопа-1, коллекции цифровых образовательных ресурсов (аудио-, видео-, фото-, интернет-источники-).

IV.Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное, инструменты и т.п.) оборудование: бинокулярный микроскоп – 2, устройство для сопряжения микроскопа и цифровой фотокамеры 2, GPS навигатор-6, металлодетектор-3, нивелир 1, измерительные рейки 1 метр – 5, измерительные рейки 2 метра – 5, измерительные рейки 5 метров-2, буссоль геологическая-6, компас Андрианова – 6

Пластиковые контейнеры для хранения археологических коллекций-150, чертежный планшет- 6

Комплект чертежных принадлежностей (чертежный планшет, карандаш, линейка, транспортир, ластик, циркуль) 6, рулетка 50 метров-2, рулетка 10 метров 2.

V.Мебель: стол-13, компьютерный стол-4, стулья-25, аудиторная доска (для письма фломастером с магнитной поверхностью /мелом)-1, стойки для хранения компакт-дисков-5, шкафы для хранения оборудования-10, витрины для выставки музейных экспонатов – 10, столы для лабораторных и камеральных работ-2.

VI.Модели (макеты): учебные макеты археологических объектов-10, реплики (модели) археологических предметов – 200.

VII.Натуральные объекты: экспонаты археологического музея ДПШ-2500.

VIII. Дидактические материалы: наглядно-иллюстрационный материал (фотографии, слайды, картосхемы и т.д.) – 55 комплектов, раздаточный материал (распечатки памяток, алгоритмов, практических заданий, тестов и т.д.)-46 комплектов, библиотечка литературы по археологии, краеведению, истории, этнографии, палеонтологии, ВИД 1050.

Стоимость

Бесплатно