Детская геология

     Основным показателем актуальности программы являются умения учащихся анализировать геологические ситуации и проблемы, оценивать их, прогнозировать и применять решения, владеть способами достижения оптимального результата. Особое значение при этом имеет развитие исследовательских навыков у учащихся. Одной из лучших форм развития исследовательских навыков у учащихся является проведение геологических экспедиций и походов.

    Программа составлена на основе 19-летнего опыта работы с юными геологами Дворца и учитывает многолетний опыт педагогов-руководителей геологических кружков города, области и России. Программа разработана на основе уже имеющихся программ по детской геологии. В основу легли программы: Трушниковой А.З. (в прошлом педагог Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской) и Питолиной Т.П. (педагог дополнительного образования ЦДТ Курчатовского района и Областной станции юных геологов). На сегодняшний момент в клубе «Юный геолог» Дворца сложилась довольно определённая система, которая помогает не только реализовать интерес детей, но и подготовить их к освоению будущей профессии. Клуб «Юный геолог» имеет свои традиции, которые формировались в течение почти шестидесяти лет. Это – геологические поездки, экспедиции, экскурсии, лекции ведущих геологов, организациях геологических викторин, олимпиад, создание летописи коллектива, клубные праздники, участие в геологических слётах, олимпиадах, конференциях различного уровня, пополнение каменных экспозиций детских геологических музеев: Дворца, школ города, области, страны.

Клуб тесно сотрудничает с геологами и учёными Челябинской области и РФ, в большой степени выпускниками клуба «Юный геолог». Важным моментом и результатом клубной работы является взаимосвязь между воспитанниками разного возраста, сотрудничество с другими коллективами юных геологов области и страны.

Деятельности учащихся носит в основном практический характер. Участие воспитанников в геологических экспедициях позволяет формировать в них не только прочные знания в изучении геологии, но и стремление к познанию природы. Именно в такой деятельности у обучающихся закладываются основы профессиональных умений и навыков. В течение года ребята не менее пяти раз выезжают в геологические многодневные геологические поездки по интересным геологическим местам. Все учащиеся могут, при желании, попробовать свои силы в различных конкурсах и олимпиадах. Это городская олимпиада по геологии, геологическая викторина, областная Интернет-олимпиада, Уральская геологическая олимпиада, областной слёт, конкурс рефератов Дворца. Программа реализуется как в геологическом музее Дворца, так и в оборудованной геологической лаборатории. Геологический музей ежегодно пополняется новыми каменными экспонатами, найденными и созданными учащимися, что несёт воспитательный и патриотический аспект. В геологической лаборатории создаются условия для выращивания кристаллов, изучения физических свойств минералов и горных пород, обработки поделочных камней.

     Программа «Детская геология» имеет важное значение для последующей работы, так как закладывается базовый уровень по геологии, формируется сплоченный коллектив юных геологов. Учащиеся, успешно освоившие программу «Детская геология», могут продолжить обучение по программе продвинутого (углубленного) уровня «Исследовательская геология».

Педагоги

Михайлова Тамара Фануровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Что изучает наука «Геология»?-2

Раздел 2. В удивительном мире кристаллов – 6

 

Раздел 3. Мир минералов – 60

 

Раздел 4.Поделочные камни – 8

 

Раздел 5. Горные породы −28

 

Раздел 6. Полезные ископаемые – 30

 

Раздел 7. Палеонтология – 10

 

Раздел 8. Выветривание-10

 

Раздел 9. Общая геология-16

 

Раздел 10. Вулканы, землетрясения-12

 

Раздел 11.Геологические экскурсии и поездки −10

 

Раздел 12. Подготовка к олимпиадам-16

 

Раздел 13.Подготовка к геологическому слёту и сборам – 4

Раздел 14. Подготовка к геологическим экспедициям – 4

Раздел 15. «Я и Дворец» – 6

Всего: 222 часа

2 год обучения

Раздел 1. Сто профессий геолога – 2

Раздел 2. Кристаллография – 6

 

Раздел 3. Минералогия – 20

Раздел 4. Поделочные камни −14

 

Раздел 5. Петрография – 6

 

Раздел 6. Полезные ископаемые – 20

 

Раздел 7. Палеонтология-10

 

Раздел 8. Выветривание- 6

 

Раздел 9. Общая геология-16

 

Раздел 10. Вулканы, землетрясения-12

 

Раздел 11. Геологические экскурсии и поездки −10

 

Раздел 12. Подготовка к олимпиадам – 8

 

Раздел 13. Подготовка к геологическому слёту и сборам -2

Раздел 14. Подготовка к геологическим экспедициям-4

Раздел 15.«Я и Дворец»-6

Итого: 148 часов.

Цели программы

Развитие личности ребенка, способного к познанию и исследованию окружающего мира, посредством формирования системы геологических знаний.

Результат программы

Личностные: умение самостоятельно выполнять поставленную перед учащимся учебную задачу, нести ответственность за свои поступки, быть ответственным в отношении обучения, умение ставить и достигать поставленной цели, любить и уважать родную природу, формирование социальной адаптации личности, обладать коммуникативной компетентностью, формирование дружного коллектива, ответственного отношения к самоопределению в профессии.

Метапредметные: владение основами самоконтроля и самооценки, умение самостоятельно планировать, анализировать, прогнозировать и выстраивать работу по решению учебной задачи, умение работать индивидуально и в группе, умение решать общую задачу.

Предметные: систематизация и расширение знаний по геологическим дисциплинам, знание и владение специальной (профессиональной) терминологией, освоение полевых геологических методов, умение работать с научно-популярной литературой, владение навыками написания учебно-исследовательской и проектной работы, умение проводить лабораторные опыты.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

I.Технические средства обучения: экран настенный-1, мультимедиа проектор-1, персональный компьютер (рабочее место педагога)-1, принтер лазерный-1, цифровой фотоаппарат-1, устройство для чтения информации с карты памяти (картридер) −1, цифровая видеокамера – 1, внешний накопитель информации – 1, мобильное устройство для хранения информации (флеш-память) – 1.

II. Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное, спортивный инвентарь,инструменты и т.п.) оборудование, контрольно-измерительные материалы: сборники контрольных заданий, тестовые задания, анкеты, изделия из каменного материала. Для проведения индивидуальных занятий: компьютер, принтер, микроскоп с подборкой учебных шлифов, бинокуляр, набор сит и также другое оборудование в зависимости от темы исследовательской работы воспитанника.

Для проведения летней полевой практики специальное походно – туристическое оборудование и инструменты для ведения полевых геологических работ (спальники, лопаты, ломики, кувалды, сито, лотки, котелки).

Мебель: стол – 6, компьютерный стол – 1, стулья – 15, аудиторная доска (для письма фломастером с магнитной поверхностью /мелом)-1, шкафы для хранения оборудования – 6.

Дидактические материалы:

Коллекция минералов по химическим классам (600 образцов)

Коллекция горных пород по генезису (200образцов)

Коллекция полезных ископаемых (100образцов)

Коллекция окаменелостей (100образцов)

Коллекция формы выделения (50 образцов)

Коллекция кристаллы (40 образцов)

Коллекция поделочных камней (150 образцов)

Геологическая игра: геологическое домино «Шкала твёрдости»

Геологическая игра «Палеонтологическое лото»

Геологическая компьютерная игра «Кто хочет стать геологом» (3 вида)

Геологическая игра «Брейн-ринг» (6 видов)

Геологическая игра новогодний праздник «Викторина по геологии»

Геологическая игра по исторической геологии

Учебно-методическое пособие «Геологические экскурсии по Челябинской области»

Учебно-методическое пособие

«Научные эксперементы для юных геологов»

Стоимость

Бесплатно