От А до Я. Логика.

Программа реализуется в течение 2 лет и предполагает 3 уровня развития и подготовки детей:

1 уровень (дети от 5 до 5.5 лет) включает в себя блок занятий, в ходе которого дошкольники учатся выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; расставлять события в правильной последовательности;

2 уровень (дети от 5,5 до 6 лет) включает блок занятий, где дети знакомятся с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина); разрешающими и запрещающими знаками; с логической операциями «И» (не вводя термина).

3 уровень (дети от 6 до 7 лет) является подготовительным для поступления в школу. Здесь дети учатся называть как можно больше свойств и признаков одного

объекта, видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях, проводить аналогию между разными предметами, находить сходное у разных предметов, переносить свойства одних предметов на другие;

На освоение программы отведено 37 учебных часов в год. Дети занимаются один раз в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут.

Педагоги

 Педагог дополнительного образования Ипатенко Надежда Анатольевна                          

Содержание программы

1 уровень

1.Вводное занятие. (1 час)

2. Сравнение и сопоставление похожих предметов. (1 час)

3. Пары: предмет – символ. (2 часа)

4. Логические цепочки. (2 часа)

5. Найди различия и общее. (2 часа)

6. Проведение непрерывных, параллельные линий (прямые, волнистые и т.д.). (2 часа)

7. Нахождение закономерностей в таблицах. (2 часа)

8. Сравнение и сопоставление похожих предметов. (2 часа)

9. Восстановление отсутствующей половины симметричного рисунка. (2 часа)

10. Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества. (2 часа)

11. Пространственные отношения: длиннее-короче. Сравнение по длине. (2 часа)

12. Задачи на размещение предметов в определённом порядке. (2 часа)

13. Рисование фигуры внутри других. (1 час)

14. Игры на внимание, на быстроту реакции. (1 час)

15. Расположение предметов на плоскости. (2 часа)

16. Игры на развитие пространственной подвижности. (2 часа)

17. Копирование изображения по клетке. (2 часа)

18. Копирование изображения по точкам. (2 часа)

19. Нахождение точно таких же предметов. (3 часа)

20. Контрольное занятие (2 часа)

Всего: 37 часов

2 уровень

1. Вводное занятие. (1 час)

2. Различные приемы штриховки: прямыми, линиями, точками, спиралями. (1 час)

3. Обведение рисунка, не отрывая карандаш от бумаги. (1 час)

4. Нахождение фрагментов изображения по образцу. (2 часа)

5. Нахождение различия и общего. (1 час)

6. Цепочка из 7-10 слов для повторения их по памяти. (1 час)

7. Загадки. Анализ построения. (2 часа)

8. Графические упражнения. (1 час)

9. Предметы, которые нас окружают. (1 час)

10. Беседа о временах года. (1 час)

11. Выделение признаков предметов. (2 часа)

12. Отрицание. Ограничение. (2 часа)

13. Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания). (1 час)

14. Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение». (2 часа)

15. Классификация предметов и явлений. (2 часа)

16. Закрепление приёмов обобщения и классификации. (2 часа)

17. Работа в парах по карточкам. (1 час)

18. Придумывание загадок. (2 часа)

19. Разгадывание ребусов, шарад. (2 часа)

20. Установление алгоритма отгадывания. (2 часа)

21. Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой». (1 час)

22. Утверждение и отрицание. (1 час)

23 Связи между различными явлениями. (3 часа)

24. Контрольное занятие. (2 часа)

Всего: 37 часов

3 уровень

1. Вводное занятие. (1 час)

2. Сравнение предметов и совокупностей. (2 часа)

3. Обозначение отношений равенства и неравенства. (1 час)

4.Ориентация в пространстве. (2 часа)

5. Ориентирование во времени. (2 часа)

6. Нахождение части от целого, составление целого из частей. (2 часа)

7. Выявление и абстрагирование свойств предметов. (1 час)

8. Сравнение и составление геометрических фигур. (2 часа)

9. Классификация и обобщение. (2 часа)

10. Логические действия и операции «не», «и», «или». (1 час)

11. Классификация и обобщение. (2 часа)

12. Решение задач творческого характера. (2 часа)

13. Количественные характеристики множеств объектов. (1 час)

14. Взаимно- однозначное соответствие, уравнивание количеств предметов. (1 час)

15. Найди лишний предмет, слово, добавь недостающие предметы. (1 час)

16. Анализ. Синтез. Признаки предметов. (2 часа)

17. Разгадывание ребусов, шарад, загадок. (1 час)

18. Суждения. (2 часа)

19. Умозаключения. (2 часа)

20. Ожившие фигуры. Преобразования. (2 часа)

21.Логика и наша речь. (1 час)

22. Логика в окружающем мире. (2 час)

23. Контрольное занятие. (2 часа)

Всего: 37 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Основной целью программы является способствование процессу развития логического мышления и творческого воображения, готовность детей к дальнейшему развитию, школьному обучению.

Результат программы

К концу прохождения программы 1 уровня учащиеся должны уметь:

· находить отличия и сходства между двумя предметами;

· складывать по образцу постройки из конструктора;

· вычленять отдельные признаки предметов;

· выполнять задание по инструкции;

· находить сходства и различия между предметами и явлениями.

К концу прохождения программы 2 уровня учащиеся должны уметь:

· классифицировать фигуры по 3-4 признакам, ориентироваться в пространстве, во времени, на листе бумаги образовывать новые слова по данным образцам («Назови ласково»);

· выделять главное, отвлекаясь от второстепенного;

· отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа;

· определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе.

К концу прохождения программы 3 уровня учащиеся должны уметь:

· называть обобщающим словом группу предметов;

· активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно;

· мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез;

· устанавливать причинно – следственные связи;

· обобщать и распределять предметы по группам;

· анализировать, выдвигать идеи и проверять их истинность на практике.

 

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

· наличие учебного помещения для занятий,

· мультимедийный проектор;

· компьютер;

· магнитная доска, магниты, мел;

· мультимедийные презентации занятий;

· наглядные демонстрационные пособия;

· раздаточный материал (счетный материал, цветные карандаши; дидактические игры).

Информационное обеспечение:

· аудио, видео, интернет источники.