«Тико –конструирование»

Данная программа – это первая ступенька для освоения дошкольником универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе, на основе использования Трансформируемого Игрового Конструктора для Обучения (ТИКО). Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ТИКО ребенок выучивает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), а также открывает мир призм, пирамид и других фигур. В программе используются активные формы работы, направленные на вовлечение дошкольников в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме познакомиться с основами геометрии, развивать элементарное конструкторское мышление. Конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития, ненавязчиво, привлекательно и интересно для детей развивает качества, необходимые для подготовки к обучению в школе.

Педагоги

Юрченко Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования, старший воспитатель первой категории

Иргашева Анастасия Александровна, педагог дополнительного образования, воспитатель высшей категории

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю (в среду), в 17.00

Первый год обучения (старшая группа) - 20-25 мин;

Второй год обучения (подготовительная группа) -30-35 мин.

Содержание программы

 1 год обучения.

1. Плоскостное моделирование – 36 ч.

1.1.Исследование форм и свойств многоугольников – 4 ч.

1.2.Сравнение и классификация – 5 ч.

1.3.Выявление закономерностей – 5 ч.

1.4.Комбинаторика – 4 ч.

1.5.Пространственное ориентирование – 9 ч.

1.6.Целое и части – 4 ч.

2. Объемное моделирование – 36 ч.

2.1.Объемные геометрические фигуры – 9 ч.

2.2.Исследование и конструирование предметов, имеющих формук призмы – 9 ч.

2.3.Исследование и конструирование пирамидальной формы – 9 ч.

2.4.Тематическое конструирование – 9 ч.

2 год обучения

1.Плоскостное моделирование – 36 ч.

1.1.Исследование форм и свойств многоугольников – 5 ч.

1.2.Сравнение и классификация – 8 ч.

1.3.Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов – 4 ч.

1.4.Пространственное ориентирование – 9 ч.

1.5.Комбинаторика – 4 ч.

1.6.Периметр – 2 ч.

1.7.Выделение частей и целого – 4 ч.

2.Объемное моделирование – 36 ч.

2.1.Исследование и конструирование сложных многогранников –9 ч.

2.2.Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы – 9 ч.

2.3. Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы – 9 ч.

2.4.Тематическое конструирование – 9 ч.

 

Цели программы

Формирование у детей интереса к строительно-конструктивным играм, способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственных объектов; самостоятельно применять конструктивно-строительных умения при конструировании по наглядному образцу, по рисункам, фотографиям, схемам; планировании коллективных строительно-конструктивных игр, объединенных в соответствии с общим замыслом.

Результат программы

Ожидаемый результат: 1 год обучения (5 – 6 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

анализировать и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
сравнивать и классифицировать фигуры по 1 – 2 свойствам;
конструировать различные виды многоугольников;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
считать и сравнивать количество предметов от 1 до 10;
конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.

Ожидаемый результат: 2 год обучения (6 – 7 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

анализировать и конструировать многогранники;
владеть основами моделирующей деятельности;
сравнивать и классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам;
ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
иметь представление о периметре фигуры;
сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
решать комбинаторные задачи;
выделять «целое» и «части»;
выявлять закономерности;
считать и сравнивать количество фигур от 1 до 20.

Особые условия проведения

отсутствуют

Материально-техническая база

Наглядно-методические материалы:

Приложение № 1. Логические игры и задания.

Приложение № 2. Слуховые диктанты.

Приложение № 3. Логические задания на замещение геометрических фигур.

Приложение № 4. Карточки с контурными схемами.

Приложение № 5. Симметрия.

Приложение № 6. Каталог геометрических фигур и пространственных тел.

Приложение № 7. Многогранники – 1 часть.

Приложение № 8. Многогранники – 2 часть.

Материально-техническое оснащение занятий:

· Столы – 10 штук;

· Стулья – 20 штук;

· Конструктор ТИКО – на каждого ребенка