Моя первая экология

Программа призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе.

Спецификой образовательной программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.

Обучение по данной образовательной программе создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Педагоги

Ротатова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования

Учебный план

1 год обучения:

Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий 12 часов

Раздел 2. Изучаем способы охраны природы – 7 ч

Раздел 3.. Природа в наших ощущениях- 20 часов

Раздел 4. Выясняем роль неживой природы в жизни человека– 8 часов

Раздел 5. Геометрия живой природы −20 часов

Раздел 6. Изучаем экологические связи в живой природе–7 часов

Раздел 7. Природа и её обитатели-17 часов

Раздел 8. Загадки растений – 5 часов

Раздел 9. Планета насекомых – 4 часа

Раздел 10. Выясним связь между состоянием природы и здоровьем человека – 2 часа

Раздел 11. Лесные ремёсла – 9

Всего часов: 111 часов

2 год обучения:

Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий-17 часов

Раздел 2. Условия в которых мы живем-7 часов

Раздел 3. Кто и как живёт с нами – 29 часов

Раздел 4. Человек и природа-12 часов

Раздел 5. Дом, в котором я живу-15 часов

Раздел 6.О городах и горожанах-10 часов

Раздел 7. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии – 11 часов

Раздел 8. В сетях жизни – 6 часов

Раздел 9. Общий дом – общие проблемы – 4 часа

Всего часов: 111

3 год обучения

Раздел 1.Введение – 2

Раздел 2. Человек и природа – 9

Раздел 3. Неживое в природе −16

Раздел 4. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой −16

Раздел 5. Царство грибов – 6

Раздел 6. Среда обитания −9

Раздел 7. Жизнь животных 11

Раздел 8. Человек и животные-16

Раздел 9. Я и мое окружение – 13

Раздел 10. Гигиена моего дома – 13

Раздел 11Итоговая аттестация −1

Всего часов: 111

Цели программы

Формирование экологической культуры обучающихся начальной школы, через экспериментальную деятельность.

Результат программы

Личностные:

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Особые условия проведения

Учебные группы № 1, № 2 и № 3 состоят из обучающихся МБОУ СОШ № 121 г. Челябинска.

Материально-техническая база

I.Технические средства обучения: экран настенный-1, мультимедиа проектор-1, персональный компьютер (рабочее место педагога)-1, персональный компьютер (рабочее место учащегося), принтер лазерный-1, принтер цветной, копировальный аппарат-1, сканер-1, цифровой фотоаппарат-1, устройство для чтения информации с карты памяти (картридер), цифровая видеокамера, web-камера, устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники, устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники – 1, устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры) – 1, внешний накопитель информации-1, мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)-1.

II. Информационно-коммуникационные средства (программные средства): операционная система, антивирусная программа, программа-архиватор7-Zip, программа для записи CD и DVD дисков, мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы, программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов, редактор Web-страниц, браузер Opera, мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы, программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов, программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных, программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники, программное обеспечение для работы цифрового микроскопа, коллекции цифровых образовательных ресурсов (аудио-, видео-, фото-, интернет-истрочники-).

III. Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное, спортивный инвентарь, инструменты и т.п.) оборудование: конструктор для изучения логических схем, комплект оборудования для цифровой измерительной естественно-научной лаборатории, комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники, цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры.

IV. Мебель: стол – 15; компьютерный стол – 1, стулья – 30, аудиторная доска (для письма фломастером с магнитной поверхностью /мелом) – 1; стойки для хранения компакт-дисков-1, шкафы для хранения оборудования – 4.

VII. Натуральные объекты

VIII. Дидактические материалы: наглядно-иллюстрационный материал, раздаточный материал

Стоимость

Бесплатно