Юный геолог

Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов.

Особенностью программы является и то, что, изучая геологию, увлекаясь романтикой профессии геолога, обучающиеся в объединениях, определяют для себя горизонты развития самостоятельно, проходя при этом путь личного развития быстрыми темпами, на максимальном уровне сложности.

педагог Берсенёва О.В.

 

Педагоги

Реализацию данной программы осуществляет два педагога
– Берсенёва Оксана Викторовна. Образование – высшее педагогическое (естественно-технологический факультет Челябинского государственного педагогического университета), категория - первая, педагогический стаж работы – 9 лет.

- Худайбердин Галиулла Агилович . Образование высшее педагогическое (естественно-технологичекий факультет Челябинского государственного педагогического института), категория - первая, педагогический стаж - 29 лет.

Расписание

Пн. 9:35-10:20/ 13:30-14:15
10:35-11:20/ 14:25-15:10
11:30-12:20/ 15:20-16:05
Группа 1-1/ Группа 1-2

вт. 13:20-14:05
14:15-15:00
15:10-15:55
Группа 2-1

ср. 9:25-10:10/ 13:20-14:05
10:25-11:10/ 14:15-15:00
11:20-12:10/ 15:10-15:55
Группа 1-1/ Группа 1-2

чт. 13:20-14:05
14:15-15:00
15:10-15:55
Группа 2-1

Педагог Худайбердин Г.А.
вт. 9:00-9:45/15:00-15:45
9:55-10:40/ 15:55-16:40
10:50-11:35/ 16:50-17:35
группа 1-1/ группа 3-1

чт. 9:00-9:45/15:00-15:45
9:55-10:40/ 15:55-16:40
10:50-11:35/ 16:50-17:35
группа 1-1/ группа 3-1

Учебный план

Учебный план 1 года обучения

Что изучает наука геология? 12 ч.

Путешествие в прошлое Земли 27 ч.

В удивительном мире кристаллов 15 ч.

Мир минералов 42 ч.

О цветных камнях и благородных металлах 9 ч.

О поделочных камнях 15 ч.

Камень в убранстве городов 9 ч.

О мягких минералах и их роли в нашей жизни 9 ч.

Каменные факелы Земли 6 ч.

Путешествие песчинки 18 ч.

Ископаемые угли 6 ч.

Нефть 6 ч.

Человек и природа 9 ч.

Участие в конкурсах 9 ч.

Как подготовиться к геологической экскурсии 24 ч.

Итого 216 ч.

 

Учебный план 2 года обучения

Геология как наука                                         6 ч.

Земля и земная кора                                       12 ч.

Великие катастрофы в истории Земли             6 ч.

Основы кристаллографии                                12 ч.

Общие вопросы минералогии                           21 ч.

Описание минералов                                       45 ч.

История Земли                                                21 ч.

Полезные ископаемые родного края                21 ч.

Геологическая карта                                       12 ч.

Структурная геология                                     12 ч.

Топография и ориентирование на местности    21 ч.

Коллекция и коллекционирование                   12 ч.

Подготовка к летней экспедиции                     15 ч.

Итого                                                              216 ч.

Учебный план 3 года обучения

Из истории геологии                                        15 ч.

Горные породы и методы их изучения              78 ч.

Основные виды и этапы геологических работ и геологическая служба в Российской Федерации                                  15 ч.

Основные черты геологического строения и минеральные богатства России, своей области                                       27 ч.

Введение в основы палеонтологии                    15 ч.

Гидрогеология                                                   27 ч.

Геофизические методы поисков полезных ископаемых 15 ч.

Подготовка к летней экспедиции                        24 ч.

Итого                                                                 216 ч.

Цели программы

Создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность.

Результат программы

Планируемый результат I года обучения

Должны знать:

- Основные свойства (цвет, блеск, твердость, внешние формы, спайность, химические свойства) следующих минералов: графит, алмаз, сера, кварц, халцедон, кремень, агат, магнетит, гематит, лимонит, корунд, полевые шпаты, роговая обманка, слюда, тальк, серпентин, кальцит, сода, магнезит, сидерит, малахит, галит, тенардит, флюорит, апатит, фосфорит, галенит, сфалерит, халькопирит, пирит, киноварь, гипс, ангидрит, барит, гагат.

- Основные свойства горных пород: магматических (гранит, габбро, диорит,

лабрадорит, порфирит); осадочных горных пород (конгломерат, глины, соли,

песчаники, известняки,); метаморфических горных пород (мрамор, гнейс, яшма);

- Основные геологические процессы.

- Хозяйственное использование человеком полезных ископаемых.

- Требования к организации, проведению и обеспечению безопасности

участников экспедиций и путешествий.

- Знать признаки травм и заболеваний, правила гигиены.

- Устройство компаса, условные знаки топографических карт.

Должны уметь:

- Определять основные минералы и горные породы по внешним признакам

- Вести наблюдения на местности.

- Работать с разномасштабными картами.

- Проводить камеральную обработку собранных материалов, делать выводы.

- Работать с научно-популярной литературой.

- Ориентироваться в походе с помощью карты и компаса.

- Преодолевать дистанцию соревнований по спортивному ориентированию.

- Оказывать первую медицинскую помощь в походе.

- Преодолевать основные препятствия в походе.

- Определять стороны горизонта и азимуты по компасу.

Слушатели геологического объединения в конце первого учебного года

должны самостоятельно формулировать задачу реферативной работы,

собирать фактический материал, анализировать его.

Планируемый результат 2-ого года обучения.

Должны знать:

- Основные свойства и области применения основных минералов.

- Историю геологического развития своего края.

- Гидрогеологическое строение родного края, основные понятия гидрогеологии и картоведения.

- Основные методы геологических исследований.

- Порядок описания обнажения.

- Виды и структуру эссе.

- Правила проведения походов и экскурсий с учащейся и студенческой молодежью по территории РФ.

- Правила поведения в лесу, пожарной безопасности.

- Признаки заболевания и травм, способы транспортировки пострадавшего.

Должны уметь:

- Определять основные минералы и горные породы Крыма по внешним

признакам.

- Уметь составлять эссе по заданной теме.

- Проводить описание геологического обнажения.

- Вести наблюдения на местности.

- Анализировать статистический материал.

- Определять минералы и горные породы по внешним признакам.

- Работать с разномасштабными картами.

- Проводить камеральную обработку собранных материалов, делать выводы.

- Работать с научно-популярной литературой.

- Преодолевать этапы туристской полосы препятствий.

- Ориентироваться в походе с помощью карты и компаса.

- Преодолевать дистанцию соревнований по спортивному ориентированию.

- Оказывать первую медицинскую помощь в походе.

Планируемые результаты 3-го года обучения.

Должны знать:

- Методы изучения минералов, горных пород, условий их залегания.

- Геологическое строение родного края.

- Основные свойства и области применения основных минералов Крыма

- Историю геологического развития Крымского полуострова.

- Хозяйственное использование человеком полезных ископаемых Крыма.

- Гидрогеологическое строение родного края, основные понятия

гидрогеологии и картоведения.

- Влияние горнорудной промышленности на экологическое состояние

территории и на развитие неблагоприятных природных процессов.

- Основные методы геологических исследований.

- Порядок описания обнажения.

- Виды и структуру эссе.

- Основные разделы научно-исследовательской (поисковой) работы.

- Историю и природу родного края.

- Правила проведения походов и экскурсий.

- Правила поведения в лесу, пожарной безопасности.

- Виды соревнований по ТПТ, ориентированию.

Должны уметь:

- Проводить описание геологического обнажения.

- Производить глазомерную съемку местности.

- Вести наблюдения на местности.

- Анализировать статистический материал.

- Определять минералы и горные породы по внешним признакам.

- Работать с разномасштабными картами.

- Проводить камеральную обработку собранных материалов, делать выводы.

- Работать с научно-популярной литературой.

- Уметь оформлять рефераты, доклады, презентации

Особые условия проведения

Обучение проводится на бесплатной основе

Материально-техническая база

1. Для организации учебного процесса в аудитории:
- Учебная коллекция минералов, разделенная на группы либо по химическому составу (окислы, сульфаты и т.д.), либо по их использованию (строительные материалы, руды, используемые в металлургии, поделочные камни и др.), либо по месту нахождения.
- Учебная коллекция горных пород, разделенная на группы по условиям
образования: породы магматические (интрузивные и эффузивные); осадочные горные породы (механические, химические и органогенные); метаморфические горные породы.
- Коллекция руководящих ископаемых (кишечнополостные, плеченогие
(брахиоподы), моллюски, иглокожие и др.) своего края.
- Источник горения.
- Бюретка или мерный цилиндр для определения объемного веса.
- Ступки: стальная и фарфоровая.
- Магнитная стрелка (компас туристский)
- Пинцет.
- Оборудование для черчения разрезов и планов (линейка, транспортир,
карандаш, ластик, миллиметровка).
- Презентации по темам занятий.

- Физические карты России, Урала, Челябинской области.
- Библиотечка по геологии.
2. Для определения минералов и горных пород (на каждого):
- Шкала Мооса.
- Ступки: стальная и фарфоровая.
- Наборы раздаточного материала (минералы, горные породы).
- Лупа.
- Фарфоровая неглазурованная пластинка.
- Наборы химикатов (кислота, лакмус, сода).
3. Для проведения геологических походов и экспедиций:
1. Топографическая карта района (1 шт).
2. Компас обычный и горный (2 шт).
3. Геологическое оборудование: геологический молоток (3 – 4 шт), штыковая
(саперная) лопата (1 шт), зубило (2шт), рулетка (1 шт), лупа (2 шт).
4. Фарфоровая пластинка неглазурованная (2шт)
5. Пузырек с 10℅ соляной и серной кислотами (2 шт)
6. Записная книжка (на каждого)
7. Транспортир (2-3 шт), карандаши простые (10 шт)
8. Оберточная бумага, вата упаковочная (0,5 кг)
9. Мешочки для образцов 10×15 см (10 – 15 шт)
10. Походное снаряжение (палатки, рюкзаки, спальные мешки, коврики,
костровое оборудование и др. Походная одежда на каждого.
11. Полевые сумки (2-3 шт)
12. Хозяйственный инвентарь для организации лагеря.
13. Аптечка.
14. Фотоаппарат (1-2 шт)