Дополнительная программа по лего-конструированию и робототехнике

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МБДОУ «Детский сад № 18» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Устав ДОУ.

Программа технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, мо­делирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направле­на на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Работа с образователь­ными конструкторами LEGO Education WeDo, LEGO Education WeDo 2.0, HUNA-MRT 1 Brain A позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккурат­ность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.

Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.

Настоящий курс программы предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo,LEGO WeDo 2.0, HUNA-MRT1 Brain A,MINDSTORMS EV3 – как инструмента для обучения детей конструи­рованию и моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструк­тивными возможностями, позволяют в конце занятия уви­деть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.

Курс предполагает использование компьютеров и специальных ин­терфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что ком­пьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моде­лей. Дети получают представление об особенностях составления про­грамм управления, автоматизации механизмов, моделировании работы си­стем.

Особенности реализации программы предполагают соче­тание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.

Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.

Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирова­ние, испытание и запуск модели робота) требует кон­сультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил тех­ники безопасности.

Программа предусматривает занятия с детьми 5-7 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой.

Цель: развивать научно-технический и творческий по­тенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.

Задачи:

· Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.

· Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.

· Развивать мелкую моторику.

· Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей

Содержание программы

Учебный план
на 2018-2019 учебный год

Первый год обучения (5-6 лет)

Тема: Робототехника, Количество занятий 70, Кол-во часов:
теория 4, практика 66


Второй год обучения (6-7 лет)

Тема: Робототехника, Количество занятий 70, Кол-во часов:
теория 1, практика 69

 

Цели программы

Развивать научно-технический и творческий по­тенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.

Результат программы

Дети будут ЗНАТЬ:

· технику безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;

· основные компоненты конструкторов;

· основы механики, автоматики

· конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

· виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;

конструктивные особенности различных роботов;

Дети будут УМЕТЬ:

· самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

· создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;

· демонстрировать технические возможности роботов;

· собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;

· создавать собственные проекты;

· самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

· демонстрировать технические возможности роботов.

Дети будут ОБЛАДАТЬ:

· творческой активностью и мотивацией к деятельности;

· готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:

· столы, стулья (по росту и количеству детей);

· демонстрационный столик;

· технические средства обучения (ТСО) - компьютер, ноутбук;

· презентации и учебные фильмы (по темам занятий);

· игрушки для обыгрывания;

· технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;

· картотека игр, конспекты занятий.

Литература

1. Фешина Е.В. Лего- конструирование в детском саду. М.: Сфера, – 2012.

2. Мельникова О.В. Лего-конструирование. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. 5-10 лет. Волгоград: Учитель, – 2016.

3. Симонова В.Г., Матюшина И.Ю. Использование Универсальной модели конструирования «УМКо» на занятиях лего-конструирования. Методическое пособие. Ульяновск, – 2007.

4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов М.: Маска, – 2013.

5. Васильева О.В., Власова О.С. инновационные образовательные конструкторы и робототехника в образовательном процессе. Челябинск: ЧИППКРО, – 2014.

6. Андреева Т.Н., Дорожкина Н.Г. Конструкторы HUNA-MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании. М.: Перо, – 2015.

Конструкторы LEGO

· Построй свою историю. Базовый набор – 1 шт.

· Программное обеспечение и методические рекомендации к конструктору «Построй свою историю» – 1 шт.

· Конструктор «ПервоРобот» LEGOWeDo – 6 шт.

· ПервоРоботLEGOWeDo. ПО. Комплект интерактивных заданий. Книга/учит. Win&Мас.CD; – 1шт.

· Строительные кирпичи. LEGO – 1шт.

· Службы спасения.LEGODUPLO – 1шт.

· Конструктор «Первые механизмы» LEGO – 4шт.

· Конструктор «Простые механизмы» LEGO – 4шт.

· Космос и аэропорт. LEGO – 1шт.

· Окна, двери, черепица для крыши. LEGO – 1шт.

· Большие строительные платы.LEGO – 3 шт.

· Строительные платы маленькие.LEGO – 2 шт.

· Городская жизнь LEGO–2 шт.

· Служба спасения LEGO – 1шт.

· Конструктор Гигантский наборDUPLO – 1шт.

· Конструктор LEGO WeDo 2.0 – 3шт.

· Конструктор Hunа MRT1 Brain A – 3 шт.

· КонструкторLEGOMINDSTORMS EV3 – 1шт.

· Конструктор Robokids-1 – 5 шт.