«Школьное лесничество»

Сочетание теоретических знаний с лесоводственной практикой, опытной и исследовательской работой позволяет школьникам приобрести представление о жизни леса, основах бережного отношения к природе, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, получить практические навыки и осознанно подойти к выбору профессии.

Программа «Школьное лесничество» отличается от традиционных программ возможностью использовать полученные естественнонаучные знания на практике уже после первого занятия, выйдя на природу. Контакт с миром живой природы в этом случае получается гораздо сильнее, чем может предложить общее образование.

 

Педагоги

Михайловских Ольга Михайловна 

Шадринский Государственный Педагогический Институт

квалификация: Педагог - психолог

категория: без категории

стаж пед.деятельности: 8 лет

Расписание

Расписание занятий
пн. 15:00-15:45
      15:55 – 16:00

      16:50 – 17:35

вт. 9:00 – 9:45

     9:55 – 10:40

     10:50 – 11:35

ср. 14:00 – 14:45

     14:55 – 15:40

     15:50 – 16:35

пт. 9:00 – 9:45

     9:55 – 10:40

     10:50 – 11:35

Учебный план

Учебный план 1 года обучения

Вводное занятие 3
Ботаника 36

Внешнее строение растения 12

Растения водоемов 6

Растения лугов 6

Растения степи 6

Энтомология 60

Роль насекомых в природе 12

Отряд двукрылые 6

Отряд перепончатокрылые 6

Отряд жесткокрылые 6

Отряд чешуекрылые 6

Отряд полужесткокрылые 6

Отряд стрекозы 6

Отряд прямокрылые 6

Отряд паукообразные 6

Дендрология 36

Внешнее строение деревьев, кустарников, полукустарников. Роль деревьев в природе 18

Многообразие деревьев 6

Многообразие кустов 6

Многообразие полукустарников 6

Зоология 42

Роль животных в жизни человека 12

Класс рыбы 6

Класс земноводные 6

Класс пресмыкающиеся 6

Класс птицы 6

Класс млекопитающие 6

Экология 39

Экологические факторы 12

Почвоведение 6

Пространственное расположение организмов в экосистеме 6

Особенности взаимодействия живых организмов друг с другом 3

Особенности взаимодействия живых организмов с окружающей средой 6

Мониторинг состояния окружающей среды 6

 

Учебный план 2 года обучения

Введение 3

Многообразие лесов на планете 24

Виды лесных массивов разных контенентов 6

Особенности хвойных лесов 6

Особенности лиственных лесов 6

Особенности смешанных лесов 6

Знакомство с лесами Челябинской области 18

Березовая роща 6

Сосновый лес 6

Еловый лес 6

Основы лесоводства и лесоведения 24

Подрост, подлесок, надпочвенный покров и его значение для леса 9

Рубки ухода за лесом, санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений 9

Машины, механизмы, орудия труда на лесохозяйственных работах 4

Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам, семенам, коре и плодам 2

Основы лесной таксации 24

Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента 9

Определение возраста насаждений 6

Определение запаса прироста и бонитета древостоя 6

Операция «Меткий глаз» 3

Организация лесозаготовок и переработки древесины 30

Лес как источник получения древесины, побочного продуктов и сырья для многих отраслей промышленности 3

Понятие о лесном сортименте 9

Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки» 6

Сбор семян ели 6

Изготовление кормушек и подкормка птиц зимой 6

Лесовостановление 30

Лесосеменное дело. Порядок сбора 6

Обработки и хранения семян.Семенное и вегетативное размножение.6

Прививки. Выращивание посадочного материала в питомнике 6

Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки 6

Организация «Дня птиц» 6

Охрана и защита лесов 24

Положение о государственной лесной охране. 3

Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. 3

Виды лесных пожаров, способы и техника их тушения. 6

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. 9

Промысловые лесные животные и их значение в жизни населения края. 3

Организация агитбригад 12

Изготовление плакатов на экологическую тематику, участие в конкурсе «Огню в лесу не место» 6

Выступление перед младшими школьниками с экологической развлекательной программой 6

Проведение природоохранных акций. 9

Организация экологических десантов 6

Посадка лесных культур 3

Участие в слетах школьных лесничеств, написание научных работ. 9

Участие в ежегодном слете школьных лесничеств «Юные друзья природы» 9

Подготовка научных работ к ежегодному лесному конкурсу «Подрост» 6

Всего часов 216

Учебный план 3 года обучения

Введение 3

Местность – ее разновидности и свойства 33

Понятие о рельефе. Возвышенности 12

Отрицательные формы рельефа. 15

Низменности. Равнины 6

Топографические карты 18

Построение карт. 6

Измерения на карте. 6

Чтение карты 6

Ориентирование на местности 30

Определение сторон горизонта. 6

Компас и работа с ним. 6

Движение по азимутам. 6

Топографическое ориентирование. 6

Спортивное ориентирование. 6

Оказание первой доврачебной помощи 18

Профилактика переохлаждения, солнечного удара, травм 6

Профилактика нападения диких животных. Профилактика отравления неизвестными растениями. 6

Правила наложения повязок. Первая помощь при ранениях, ушибах, переломах. 6

Подготовка к походу 21

Туристские должности. 6

Инструктаж о правилах подготовки к походу. 3

Всего часов 216

 

 

 

 

Цели программы

1. Вооружение учащихся навыками бережного использования природных ресурсов;

2. Развитие познавательного интереса учащихся к лесу, как одной из важнейших экосистем на Земле.

3. Формирование исследовательских навыков и умений.

Результат программы

В программе первого года

Дети приобретают первый позитивный опыт общения с природой. Очень важно сформировать дружную команду ребят, пробудить интерес к изучению природы родного края, уметь ориентироваться в многообразии объектов живой природы, обогатить багаж знаний, получаемый в процессе общего образования.

На второй год обучения

Происходит дальнейшее формирование уважительного отношения детей к природе, они учатся работать в коллективе, равноправно взаимодействовать друг с другом, в том числе и работая в парах, малых группах. Необходимо познакомить ребят с деятельностью лесного хозяйства, что может способствовать их дальнейшему профессиональному самоопределению, создать условия для осознания важности леса для жизни человечества, благодаря чему учащиеся смогут делиться этим знанием с обществом методом проведения экологических акций.

На третий год обучения

Углубление знаний происходит за счет включения исследовательской деятельности. Предусмотрено участие детей в конкурсах, слетах, участие в социальных акциях. Немаловажно обобщить полученные знания, дать возможность самостоятельно применять их на практике благодаря туристско-краеведческой деятельности. Создать условия для формирования сильного и здорового человека, уважающего свой край, умеющего ценить дружбу сверстников

 

Особые условия проведения

Обучение проводится на бесплатной основе

Материально-техническая база

нотубук, мультимедийный проектор. гербарии, коллекции семян