«Я – Лидер»

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.

Актуальность программы в том, что в рамках изучаемого курса подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять свою роль и место в обществе.

Педагоги

Урсу Анна Ильинична, учитель биологии, 1 категории.

Учебный план

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие (2 часа)

Теоретические знания: Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Практическая деятельность: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком»).

Формула успеха (6 часов)

Теоретические знания: Понятие «Лидер», основные качества лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Практическая деятельность: Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста. Тренинг «Я – лидер».

Организаторская техника лидера (4 часа)

Теоретические знания: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды.

Основные приемы формирования команды (5 часов)

Теоретические знания: Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов.

Практическая деятельность: Игры на сплочение. Лидерство в детской организации. Практикум «Как вести за собой».

Школьное самоуправление (8 часов)

Теоретические знания: Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Органы самоуправления и их обязанности.

Практическая деятельность: разработка своей модели ученического самоуправления, составление план-сетки. Мастер-класс «Детская организация сегодня».

Программы деятельности ДОО (2 часа)
Теоретические знания: Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.

Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности (6 часов)

Теоретические знания: Коллективно-творческое дело, иды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД.

Практическая деятельность: Практикум «В копилку лидера». Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Игра-тренинг «Мой первый сценарий»

Психология общения (6 часов)

Теоретические знания: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения.

Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах. Игры – поединки. Игры на взаимодействие сплочение команды. Тренинг «Развитие коммуникативных навыков».

Конфликтная компетентность (5 часов)

Теоретические знания: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п.

Практическая деятельность: Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка. Тренинг «Разрешение кон­фликтов».

Портфолио лидера (6 часов)

Теоретические знания: Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа, разновидности.

Практическая деятельность: Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.

Игровое моделирование действительности (8 часов)

Теоретические знания: Виды, типы игр и их значение. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи. Деловая игра как форма жизнедеятельности в детской общественной организации.

Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем».

Здоровый образ жизни (4 часа)

Теоретические знания: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни.

Практическая деятельность: Составление «рейтинга» своих вредных привычек Подвижные игры.

Участие в конкурсах, мероприятиях (5 часов)

Практическая деятельность: Подготовка и участие.

Итоговое занятие (1 час)

Практическая деятельность: Тестирование. Коллективно-творческое дело.

Цели программы

Цель: выявление, стимулирование и подготовка лидеров детских организаций, вовлекая в различные интересные дела; подготовка лидеров детских общественных организаций для руководящей работы в детских объединениях.

Результат программы

Планируемые результаты

 

· Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;

· Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;

· Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;

· Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.

· осуществлять публичные выступления

· планировать и организовывать своё время

 

Воспитанник получит возможность научиться:

· Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;

· Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.

 

В программе формируются следующие компетентности:

· презентационная

· познавательная

· социальная

Благодаря прохождению программы старшеклассник:

· определится со своей жизненной позицией, установит свое жизненное пространство;

· научится преодолевать жизненные трудности и препятствия;

· овладеет технологиями самоорганизации, самовоспитания, самовоспитания, самооценки;

· научится жить, работать взаимодействовать в коллективе;

· овладеет приемами и методами бесконфликтного общения;

· усвоит законы лидерства, успеха; познакомится поближе с успешными людьми;

· научится эффективно распределять свое время, с пользой проводить свой досуг.

Особые условия проведения

Возрастная категория: 1 ступень – 5-7 класс

2 ступень – 8 – 10 класс.

Материально-техническая база

На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Формы деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги, игры), тестирование, самостоятельная работа, диспуты, круглые столы, конференции.

Оборудование

Учебный класс
Канцтовары
Компьютер, медиапроектор
Столы, стулья
Методическое обеспечение

Вспомогательная литература
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Тестовые методики
Банк интерактивных игр и упражнений
Разработки тренингов
Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)
Аттестация обучающихся по окончании программы в форме зачётной работы: творческий отчёт на тему «Лидер – это я!», ситуационная карточка, рефлексия по итогам освоения программы.