Геология

Программа естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования нашей школы ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по географии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Программа включает следующие разделы : учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, геология, география, природоведение, краеведение.

Педагоги

Маканова З.Ш. учитель географии высшей категории

Расписание

Вторник, среда, четверг 17:00

Содержание программы

Предмет изучения геологии. Геология как наука.

Правила поведения юных геологов.

Работа на местности (в полевых условиях).


Экскурсия на местное предприятие ОАО «Новокаолиновый ГОК»

Экскурсия на предприятие «РИФ- Микромрамор»

Подготовка и участие на районной геологической олимпиаде.

Собственно, геологические методы исследования. Геологическая съемка.

Понятие об обнажениях горных пород и степени обнаженности территории.

Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых

Дистанционные (аэрокосмические) геологические исследования

Внутренне строение Земли и её химический состав

Понятие о минерале и минералообразовании

Принципы классификации минералов.

Ювелирные и драгоценные камни. Сеть ювелирных магазинов в г. Карталы (экскурсия)

Элементарные исследовательские приемы. Экскурсия в музей Камня.

Формы нахождения минералов в природе. Определение минералов по фотографиям и реальным образцам

Физические и химические, диагностические свойства минералов.

Шкала твердости Мооса. Классификация минералов.

Роль минералов в жизни человека.

Определение физических свойств минералов. Работа с определителями минералов..

Классификация минералов по их практическому применению.

Викторина «В мире удивительных камней».

Подготовка и участие в районном конкурсе «Креодонт»

Минеральный и химический состав горных пород

Основы петрографии

Методы определения горных пород. Осадочные, магматические и метаморфические горные породы.

Интрузивные горные породы

Осадочные породы обломочного и хемобиогенного происхождения

Общее представление о метаморфических процессах

Подготовка и участие в районном конкурсе «Земля – наш дом»

Внешние геологические процессы.

Понятие о выветривании, его типах. Влияние процесса на формирование рельефа. Карст.

Образование пещер и натечных форм. Крупнейшие пещеры мира. Пещеры Карталинского района

Роль живых организмов в происхождении осадочных горных пород

Образование горных пород

Окаменелые леса Северной Америки

Внутренние геологические процессы. Магматизм, движения земной коры.

Современная теория тектоники литосферных плит

Этапы развития земной коры

Магматизм.

Строение вулкана центрального типа. Действующие и потухшие вулканы. Расположение вулканов на карте мира. Роль вулканизма и глубинного магматизма в эволюции земной коры.

Гейзеры, механизм действия.

Горячие источники. Использование внутреннего тепла Земли в хозяйстве.

Факторы метаморфизма

Геохронологическая шкала

Современные методы поисков полезных ископаемых

Геологическое строение Южного Урала

Элементарные исследовательские приемы

Рудные и нерудные месторождения полезных ископаемых, образующиеся в результате глубинных и поверхностных процессов. Месторождения Карталинского района

Месторождения горючих полезных ископаемых

Методика поведения полевых работ. Полевая практика и отчет о проделанной работе.

Минералы, горные породы, ископаемые организмов и полезных ископаемых нашего района

Геологическая история своего края

Правила проведения геологического похода

Подготовка к районному геологическому слёту. Индивидуальные занятия по этапам слёта

Подготовка и защита рефератов по геологической тематике

Подготовка и участие в районной научно – практической конференции

Отработанные карьеры Карталинского района. Еленинское месторождение глины

Полевая практика и отчет. Анализ работы кружка. Планы на 2019 – 2020 год

Цели программы

1) изучение и исследование минералов и горных пород своего края;

2) приобретение опыта научно-исследовательской и проектной деятельности;

3) развитие социальной адаптации;

4) достижение повышенного уровня образованности в выбранной сфере, готовность к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях;

5) развитие художественной одаренности через литературное и декоративно – прикладное творчество;

6) повышение интереса и удовлетворение потребностей учащихся более глубоко изучить родной край, историю предприятий через экскурсии.

Результат программы

Учащиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, они научаться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.

Особые условия проведения

Программа составлялась с учетом возраста учащихся, имеющихся у них знаний по биологии и географии, поэтому оценивается посильной. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию.

В ходе реализации образовательной программы, исследователь – ученик узнает о методах и приёмах научно-исследовательской работы, будет уметь анализировать источники, научные труды по данной проблеме, делать выводы. Он научится связывать теорию с практикой, разрабатывать этапы исследования. Также ему предстоит умело защитить свою работу, приводя различные аргументы. В дальнейшем, имея эти все способности, ученик – исследователь может продолжить занятия в научном обществе других учебных заведений: училище, колледж или университет.

Программа бесплатная.

Возраст учащихся 9-17 лет

Материально-техническая база

Для реализации данной образовательной программы имеется  помещение для занятий, наличие каменного материала (коллекции минералов и горных пород для проведения практических занятий), учебно-наглядные пособия (геологические и топографические карты, фотографии, выкопировки), библиотека учебной и научно-популярной литературы, сотрудничество с научными и высшими образовательными учреждениями, производственными геологическими организациями,   проводятся тематические вечера, экскурсии и другие развивающие мероприятия, позволяющие детям работать самостоятельно и творчески.

Стоимость

Занятия проводятся на бесплатной основе