«Историческое краеведение»

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музейной и туристско-краеведческой деятельности. В результате освоения данной программы обучающиеся получат знания и представления по истории, культуре и природе родного края и города Троицка, смогут выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучат методики проведения таких исследований и научатся осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Занятия проходят  в школьном музее "900 блокадных дней и ночей", совершаются  экскурсии в городской краеведческий музей, дети с руководителем  посещают на дому блокадников и защитников блокадного Ленинграда, встречаются с ними в школе,  готовят выступления на 27 января и День победы, описывают экспонаты, создают брошюры и альбомы. 

Педагоги

 Пяткова Татьяна Леонидовна, педагог дополнительного образования, учитель истории высшей квалификационной категории

Расписание

Каждую среду с  13.30 до 14.10

Содержание программы

 

1 год обучения «Музееведение"
 Знакомство со школьным музеем
Фондовая работа
Выбор совета и актива музея, распределение обязанностей
Правила работы в школьном музее
Знакомство с фондом музея
Основной и вспомогательный фонды
Учет и научное описание музейного фонда. Хранение материалов
Экспозиционная работа
Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план
Составление и обновление экспозиций музея
Виды текстов. Этикетаж
Экскурсионная работа
Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсий
Экскурсия в краеведческий музей г.Троицка «История г.Троицка». 
Экскурсия в музей ВОВ при ЧЕЛГУ «Мы этой памяти верны». 
Подготовка тематических экскурсий
Экскурсия по школьному музею «Дети войны»
Работа с фондом музея
Работа с фотоальбомом музея «900 блокадных дней и ночей»

2 год обучения «Краеведение»
Проектная деятельность в музее
Выбор совета и актива музея, распределение обязанностей
Проект и проектная деятельность
Создание проектов
Защита проектов
Краеведческая работа
Историческое наследие Южного Урала
Достопримечательность родного края
Составление туристско-краеведческого маршрута по Южному Уралу
Троицк – вчера, сегодня, завтра
Виртуальная экскурсия «По улицам родного города»
Архитектурные памятника г.Троицка
Экскурсия по г.Троицку «Музей под открытым небом». 
Составление туристско-краеведческого маршрута по городу Троицку
Создание «Лэпбуков»
Военно-патриотическая работа
Лекция, беседа, самостоятельная работа, экскурсии, встречи с интересными людьми
Урал в годы ВОВ
Троицк в годы ВОВ
Школа в годы ВОВ
Встреча с ветераном ВОВ.
Подготовка тематической экскурсии «Эхо войны»
Экскурсии по школьному музею «Эхо войны»
Работа с фондом музея
Итоговая конференция и защита проектов

3 год обучения «Краеведческий туризм»
Туристская подготовка
История развития туризма в стране
Разновидности туризма
Пеший поход на «Пугачевскую гору» вдоль р.Уй. 
Безопасность в походе
Спортивная подготовка туриста
Гигиена туриста. Питание туриста
Ориентирование в походе
Техника пешеходного туризма
Тестирование «Туристская подготовка»
Туристско-краеведческая работа
Природа родного края его история
Туристско-краеведческие возможности Южного Урала
Туристско-краеведческие возможности г.Троицка
Пешая прогулка по улицам г.Троицка «Мой любимый город». Инструктаж по ТБ на дорогах
Игра-викторина «Природа родного края»
Конкурс проектов «Туристско-краеведческие возможности родного края»
Архитектура каменных и деревянных построек г.Троицка
Пешая прогулка по улицам г.Троицка «Храмы родного города». Инструктаж по ТБ на дорогах
Фотоконкурс «Улицы родного города»
Конкурс плакатов «Мой родной край»
Создание макета «Троицкой крепости»


 

Цели программы

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной и туристско-краеведческой деятельности, формирования социальной активности обучающихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в проектную и поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Результат программы

Узнают:

· о роли краеведения и музееведения;

· о предназначении музея, об основных этапах развития музейного дела в России, о значении музеев для развития современного общества;

· основные типы и виды музеев;

· способы организации культурно-образовательной работы в музее;

· функции и структурную организацию, основные направления и формы работы школьного музея;

· музейные термины;

· виды экскурсий, приемы подготовки экскурсий, экскурсионную методику;

· методы сбора и обработки информации;

· концепцию экспозиции школьного музея; виды экспозиций и основные приемы экспонирования музейных предметов, приемы размещения текстов в экспозиции;

· правила проведения интервью, особенности общения с людьми пожилого возраста;

основные требования оформления и защиты исследовательской работы

Будут уметь:

· вести основную учетную документацию музея;

· обеспечивать научную и физическую сохранность находок;

· составлять текст экскурсий;

· вести различные виды экскурсий, сочетая рассказ с показом;

· организовывать и проводить поисково-собирательную, исследовательскую работу;

· составлять вопросы для проведения бесед;

· вести запись рассказов и воспоминаний местных жителей;

· обрабатывать полученную информацию;

· осуществлять отбор краеведческого материала по теме;

· находить необходимую информацию в архиве, отделах библиотеки, работать со словарями;

· оформлять результаты исследовательской деятельности;

· составлять компьютерную презентацию для представления исследовательской работы;

· защищать исследовательскую работу на очных этапах конкурсов, конференций.

 

Особые условия проведения

Ограничений нет

Материально-техническая база

Музейная комната
Фотоаппарат
Компьютер
Мультимедийный проектор с экраном
Аудиоколонки
Сканер
Принтер
Видеокамера

Интерактивная доска

Интернет