Давайте жить дружно

Дети на занятиях и общаются, и играют, и узнают новое. Знакомятся с базовыми эмоциями,выражают свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.  У детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении много травмирующих переживаний, невысказанных негативных эмоций, которые могут проявляться в повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности и т.п.  При проигрывании этюдов дети имеют возможность для самовыражения, формирования умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой). С помощью прослушивания сказок, проигрывания сюжетов, психокоррекционных упражнений и заданий, этюдов проводится коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения, вырабатываются у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении. Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника;   подкрепление положительного отношения к школе; закрепления знаний о школьных принадлежностях; закрепления образцов ролевого поведения; формирования чувства уверенности в роли ученика.

 

 

Педагоги

Мельнова Наталья Сергеевна

Расписание

Программа реализуется в течение 1 учебного года, 1 раз в неделю в первой половине дня, продолжительность – 30 минут.

Содержание программы

1-2 Диагностика
3-4 «Давай познакомимся»
5. Путешествие в страну чувств.
6. Радость
7. Злость, гнев
8 Страх
9. Как преодолеть свои страхи
10. Счастье, любовь
11. «Какие чувства мешают дружить?»
12. Итоговое занятие разделу
13. «Я хозяин своих чувств»
14. «Я учусь не драться»
15. «Я учусь не обзывать других»
16. «Я учусь не обижаться»
17. «Я учусь быть спокойным»
18. «Я учусь быть вежливым»
19. «Я в команде»
20-21. «Я учусь выигрывать (проигрывать)
22. Итоговое интегрированное занятие «Я все могу»
23. «Мои друзья»
24. «Дружба»
25. «Когда общаться нелегко»
26. «Наша радуга»
27. «Моя команда»
28. «Наше Солнце»
29. «Цветочный город»
30.Что такое школа?
31-32 Лента школьной жизни
33-34 Правила школьной жизни
35-36 Диагностика

Цели программы

 Цель программы  – гармонизация и развитие эмоциональной сферы, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

· Развитие навыка выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

· Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

· Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.);

· Спососбствовать снижению напряжения имеющихся отрицательных эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующих полноценному личностному развитию ребенка.

· Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

· Создать возможности для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными средствами (мимикой, жестом, пантомимикой).

· Корректировать нежелательные личностные особенности, поведение, настроение.

· Формирование умений принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями.

· Отработка навыков выражать гнев, обиду, злость в приемлемой форме. Знакомство с приемами саморегуляции.

· Развитие умения принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями. Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.

· Формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми.

· Формирование положительной мотивации к школьному обучению.

Результат программы

По окончанию курса занятий дети могут научиться:

· Выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

· Понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения.

· Распознавать эмоциональное состояние других людей.

Мониторинг результативности реализуемой программы осуществляется с помощью:

· Входящей диагностики (беседа при комплектовании групп, проективная методика диагностики тревожности Тэммл, Дорки, Амен, тест «Разноцветные странички», «Составление рассказа» (методика направлена на распознание эмоциональных состояний).

· Текущей диагностики (по результатам освоения программы с использованием диагностических методик).

· Итоговой диагностики (по результатам освоения программы с использованием тестовых методик).

Формой качественной оценки по итогам реализации программы являются:

· «портфель ребенка» – своеобразная выставка личных достижений ребенка.

· Отзывы родителей (анкетирование).

Основными показателями эффективности занятий являются:

- степень помощи, которую оказывает психолог детям при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- особенности поведения детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительный результат занятий (по результатам педагогического наблюдения);

-эмоциональный фон настроения (положительно-стабильный), уровень работоспособности (в соответствии с возрастной нормой), самооценка, коммуникативная компетентность (по результатам диагностических процедур).

 

Особые условия проведения

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-8 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.

Материально-техническая база

·        Кабинет психолога или групповая комната

·        Стол и стулья по количеству участников.

·        Компьютер

·        Изоматериалы.