«Ступеньки к успеху»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 70 часов (2 часа в неделю).

 

 

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Педагоги

Панова Вера Васильевна

Содержание программы

  1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
  2. Развитие концентрации внимания.Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант
  3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.Графический диктант
  4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант
  5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
  6. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
  7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант
  8. Тренировка внимания. Развитие мышления.Графический диктант
  9. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Цели программы

Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Результат программы

Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии

Особые условия проведения

Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Материально-техническая база

Учебно – методическая литература для учителя

1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »
Методическое пособие для 3 класса

2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин – т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
Программа развития познавательных способностей учащихся

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

 

Пособие для учителя


4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. −2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя

 

Дополнительная учебно – методическая литература для учителя

6. Языканова Е.В. –,М.:Издательство «Экзамен», 2012
«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» »
Учебное пособие
7. Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011
«Олимпиады по математике. 3 класс»
Пособие

Учебная литература для учащихся

7. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2018 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »
Рабочие тетради в 2-х частях.

Дополнительная учебная литература для учащихся

8. Языканова Е.В. –,М.:Издательство «Экзамен», 2012
«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» »
Учебное пособие
9. Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011
«Олимпиады по математике. 3 класс