«Продвинутый биолог»

Программа позволяет обеспечить тщательную отработку знаний и умений базового уровня биологии, уделить особое внимание повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний курса биологии основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.

 

 

Педагоги

Щербина Любовь Леонидовна

Учебный план

Тема 1. Биология как наука. Методы биологии – 1 ч.

Тема 2. Признаки живых организмов – 4 ч.

2.1. Клеточное строение организмов – 2ч.

2.2. Признаки живых организмов – 2ч.

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы – 7 ч.

3.1. Царство Бактерии – 1ч.

3.2. Царство Грибы – 1ч.

3.3. Царство Растения – 2ч.

3.4. Царство Животные – 2ч.

3.5. Учение об эволюции – 1ч.

Тема 4. Человек и его здоровье – 16 ч.

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы

жизнедеятельности человека – 1ч.

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма – 1ч.

4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении – 1ч.

4.4. Дыхание. Система дыхания – 1ч.

4.5. Внутренняя среда организма – 1ч.

4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая система – 1ч.

4.7. Обмен веществ и превращение энергии – 1ч.

4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения – 1ч.

4.9. Покровы тела и их функции – 1ч.

4.10. Размножение и развитие организма – 2ч.

4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат – 1ч.

4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека – 1ч.

4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность – 1ч.

4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания – 1ч.

4.15. Приёмы оказания доврачебной помощи при неотложных ситуациях – 1ч.

Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды – 4 ч.

5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов – 2ч.

5.2. Экосистемная организация живой природы – 1ч.

5.3. Учение о биосфере – 1ч.

Тема 6. «Решение демонстрационных вариантов ГИА» – 4ч.

ИТОГО: 36 ч.

Цели программы

Расширение предметных компетенций обучающихся при подготовке к ЕГЭ по биологии.

Результат программы

В процессе изучения программы учащиеся должны приобрести следующие знания:

- Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и

хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и

бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

растений, животных и грибов;

- Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения

энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,

развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция

жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и

превращения энергии в экосистемах;

- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь объяснять:

- Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

- Родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

- Роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

- Взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;

- Необходимость защиты окружающей среды;

- Родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

- Взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- Причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Учащиеся должны распознавать и описывать:

- На таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- На живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

- Наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные иядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.

Учащиеся должны уметь:

- Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

 

Материально-техническая база

- Натуральные объекты;

- Скелеты;

- Муляжи;

- Модели;

- Приборы;

- Медиатека;

- Лабораторное оборудование;

- Принадлежности для опытов;

- Приспособления;

- Технические средства (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, устройство для затемнение окон).