Экспериментальная биология для детей 11-15 лет

В современной школе и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы и овладения методами проектной деятельности. Программа содержит знания, которые вызывают познавательный интерес учащихся и представляют ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе и профориентации в последующем. В ходе освоения программы ученики вплотную могут работать с живыми организмами, что позволяет сделать сущность наглядной, и вызывает большой интерес у обучающихся. На данном этапе развития общества, для решения современных и будущих экологических проблем необходимо:

1. стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

2. способствовать развитию творческого мышления, развивать умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; традиционные методы: беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся).

3. обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания.

Отличительной особенностью данной программы является обучение технология проектной деятельности, основными целями и задачами которой являются:

− развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

− развитие умений планирования собственных действий и выполнение их по алгоритму;

− формирование умений самостоятельного поиска необходимой информации;

− развитие способностей к рефлексии собственной деятельности;

− Особенностью проведения занятий является практическая составляющая:

− работа с микроскопом;

− создание микропрепаратов, биологических коллекций растений и животных;

− выращивание культур микроорганизмов;

проведение естественнонаучных экспериментов, исследовательских проектов.

Педагоги

Уфимцева Александра Сергеевна, педагог дополнительного образования.

Учебный план

1 год обучения.

Раздел № 1: Биология как наука.

Тема № 1: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое биология, что она изучает. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.

Тема № 1: Основы работы в лаборатории. Микроскоп, микропрепараты, чашки Петри.

Тема № 1: Итоговое занятие раздела.

Раздел № 2: Живые системы.

Тема № 1: Клеточное строение организмов. Клетки растений, животных под микроскопом.

Тема № 2: Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных.

Тема № 3: Гены и хромосомы. Изменчивость организмов, мутации.

Тема № 4: Биоинформатика и биоинженерия.

Тема № 5: Система, многообразие и эволюция живой природы. Учение об эволюции органического мира.

Тема № 6: Царство Бактерии. Изучение жизнедеятельности бактерий под микроскопом.

Тема № 7: Царство Грибы. Выращивание плесени.

Тема № 8: Царство Растения. Одноклеточные растения.

Тема № 9: Водоросли. Мхи и лишайники. Папоротники.

Тема № 10: Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.

Тема № 11: Царство Животные. Одноклеточные животные. Моллюски. Ракообразные.

Тема № 12: Насекомые.

Тема № 13: Рыбы. Амфибии.

Тема № 14: Рептилии. Млекопитающие.

Тема № 15: Итоговое занятие раздела.

Раздел № 3: Человек и его здоровье.

Тема № 1: Сходство человека с животными и отличие от них.

Тема № 2: Нервная система.

Тема № 3: Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Тема № 4: Кровеносная и лимфатическая системы.

Тема № 5: Внутренняя среда организма.

Тема № 6: Система дыхания.

Тема № 7: Система пищеварения.

Тема № 8: Обмен веществ.

Тема № 9: Система выделения.

Тема № 10: Покровы тела и их функции.

Тема № 11: Размножение и развитие организма человека.

Тема № 12: Опорно-двигательный аппарат.

Тема № 13: Органы чувств.

Тема № 14: Психология и поведение человека.

Тема № 15: Индивидуальный психотип личности.

Тема № 16: Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Тема № 17: Приемы оказания первой доврачебной помощи.

Тема № 18: Основы медицинских знаний.

Тема № 19: Взаимосвязи человека и окружающей среды.

Тема № 20: Итоговое занятие раздела.

Раздел № 4: Экология.

Тема № 1: Влияние экологических факторов на организмы.

Тема № 2: Изучение следствий загрязнения окружающей среды. Химический состав снега и почвы.

Тема № 3: Экосистемная организация живой природы.

Тема № 4: Биосфера – глобальная экосистема. Создание искусственной биосферы в лаборатории.

Тема № 5: Роль человека в биосфере.

Тема № 6: Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Тема № 7: Итоговое занятие раздела.

Тема № 8: Итоговое занятие курса. Индивидуальный, групповой проект по выбранной теме пройденных занятий.

Цели программы

Формирование проектных умений обучающихся для развития целостного представления о природе, животном мире и человеке.

Результат программы

Личностные:

− учащиеся осознанно соблюдают основные принципы и правила отношения к живой природе;

− учащиеся способны выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

− сформировано представление учащихся о возможностях использования конструкторской деятельности в повседневной жизни.

− сформировано умение анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих.

Метапредметные:

− познавательные: учащиеся умеют проводить и принимать участие в естественно-научных экспериментах;

− коммуникативные: развиты коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;

− регулятивные: учащиеся умеют самостоятельно ставить цель, оценивать результат.

Предметные:

− учащиеся умеют характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

− учащиеся умеют применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

− учащиеся умеют использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

учащиеся умеют использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

Печатные пособия: тестовые задания по разделам; учебная литература; демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы», «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения», «Основные этапы развития растительного мира» и др.; таблицы по зоологии, таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека, таблицы по общей биологии.

Учебно-практические материалы: вытяжка, манекен для проведения реанимации, микроскопы (5 шт.), чашки Петри (12 шт.), лупы (5 шт.), пинцеты (12 шт.), иглы препаровальные (5 шт.), стекла предметные и покровные (20 шт.), пробирки (10 шт.), зажим пробирочный (5 шт.), весы электронные, термометр электронный, набор «Выращивание семян», гербарные коллекции растений, коллекции насекомых, коллекции «Покровы тела животных», «ракообразные», «Молюски», Наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа; набор микропрепаратов по разделу «Животные»; набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»; Набор микропрепаратов по разделу «Общая биология».

Технические средства обучения: рабочее место педагога (ПК, принтер, сканер), аудиторная доска, лабораторные столы, холодильник.

Стоимость

Бесплатно