Яркая химия

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

С помощью метода экспериментирования, дети получают реальные представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Опытно-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в опытно-экспериментальную деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интернирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

Педагоги

Шекунова Виктория Алексеевна - педагог дополнительного образования I квалификационной категории.

Содержание программы

В программе предусмотрено изучение следующих разделов:

Раздел: « Химия – наука о веществах»
- Правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Техника безопасности в кабинете химии.
- Химия или магия? История химии. Что изучает химия. Вещества вокруг нас.
- Посуда, её виды и назначение.
Раздел: «Тела и вещества»
- Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

- Вещество, физические свойства веществ.
- Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
- Практические работы с различными веществами.
Раздел: «Уникальность воды» (свойства и эксперименты с водой)
- Соль. Сахар. Физические явления на основе воды.
- Вода – растворитель.
- Вода и её свойства. (Цветность, Мутность, Запах)
- Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.
Раздел: «Чудеса на маминой кухне»
- Поваренная соль и её свойства.
- Пищевая сода. Свойства питьевой соды.
- Кислоты на кухне. Свойства уксусной кислоты.
Раздел: «Увлекательная химия для экспериментаторов»
- Практические эксперименты с различными веществами.
- Проектная деятельность (опыты/эксперименты)
Раздел: «Что мы узнали о химии?»
- Самые интересные опыты

Раздел: «Экспериментально исследовательские проекты»
Раздел: «Мыловарение»
Раздел:  «Аквагрим»
Раздел: «Пластилин»
Раздел: «Бумага»


Цели программы

Развитие мышления, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, создание условий для формирования у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Результат программы

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

Предметные:

· иметь понятие о веществах живой и неживой природы;

знать классификацию химической посуды;

· иметь навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;

· уметь безопасно обращаться с химической посудой и веществами;

· уметь самостоятельно проводить доступные опыты;

· знать алгоритм проведения эксперимента;

· знать правила пользования химической посудой и приборами для проведения опытов;

· знать правила техники безопасности при выполнении практических работ и экспериментов.

· уметь проводить простейшие опыты с помощью педагога;

· уметь наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые педагогом.

Метапредметные:

· уметь проявлять любознательность к чему-то новому, неизвестному;

· уметь установить взаимосвязь между предметами окружающего мира;

· уметь разбираться в причинах наблюдаемых явлений;

· оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

· планировать свои действия;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

· вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

 

Личностные:

· улучшение уровня доброжелательности и контактности в отношении сверстников;

· высокий уровень гуманного отношения к окружающей природе и составляющим ее объектам и веществам;

· высокий уровень доброжелательности и контактности в отношении сверстников;

Материально-техническая база

- Учебный класс со столами, стульями (не менее 15 шт), доской; раковиной с доступом к воде;

- Проектор;

- Ноутбук;

- Колонки.

Химическое оборудование, инструменты, материалы:

(разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы)

- пластмассовые трубочки;

- пипетки;

- воронки;

- резиновые груши;

- пластиковые тарелки;

- пластиковые стаканы;

- мерные ложки;

- мерные стаканчики;

Дополнительное оборудование:

- Фартуки (12шт);

- Нарукавник (24шт);

- Клеенки (12 шт);

- Салфетки ворсовые (12 шт);

- Полотенца (6шт/по 1шт на пару);

- Одноразовые контейнеры для хранения сыпучих веществ и мелких предметов (48шт/по 4 шт на каждого обучающегося);

- Набор одноразовой посуды (тарелка, миска, пластиковые стаканы 0,5 и 0,25, ложки разных размеров (по 1 набору на каждого обучающегося));

- Вещества для проведения опытов (соль, сахар, мука, зубная паста, подсолнечное масло, желатин, уксус, акварельные краски, сода, шипучие таблетки, загуститель, средство для мытья посуды, чернила, алюминиевая стружка).