Литературно-краеведческий музей

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации по средствам музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и общественно-воспитательных целях.

Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы, Школьный музей- центр музейно-педагогической работы в школе. По своему профилю музей является историко-краеведческим.

25 февраля 1986 года в средней школе № 4 города Миасса открылся школьный литературно-краеведческий музей «Миасс литературный». Это был первый в области литературный музей. Материалы для музея собирались в течение трех лет. Прочитали горы книг, справочников, энциклопедий, работали с архивными документами городского краеведческого музея, Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), консультировались с миасским краеведом, автором книги о Миассе «Миасс – город в золотой долине» В. В. Морозовым, встречались с писателями и их родственниками, посетили литературные места Миасса (а их немало!), Чебаркуля, Челябинска, ездили в село Варламово, в Москву, вели обширную переписку.

Педагоги

Казанцева Надежда Глебовна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Учебный план

1 год обучения:
Введение. Краеведение как наука. Цели и задачи программы.
Основы техники безопасности в музее.
Туристско-краеведческие возможности родного края.
Изучение жизни и творчества Николая Кутова, Артема Подогова, Елены Ранневой
Памятники истории и культуры.
Изучение памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Василия Ганибесова, Владислава Гравишкиса
Изучение родного края.
Работа школьного литературно-раеведческого музея.
Экскурсии и походы.
Поисковая работа.

 

2 год обучения:

Введение
Туристко – краеведческие возможности родного края
Охрана природы
Певцы родной Земли
Изучение памятных мест города Миасса
Изучение произведений писателей: Федора Панферова, Николая Годины.
Комплексное изучение родного края
Гражданин.
Навыки культурно-просветительской деятельности
Работа школьного краеведческого музея
Экскурсия в музее

1.Типы и виды экскурсий (тематическая и обзорная)

2Подготовка и оформление материалов экскурсии.
Творческая или исследовательская деятельность
Всего

Цели программы

Цель: 1) Создать и условия для развития школьника, как патриота и достойного гражданина страны, способного и готового осуществлять краеведческую экскурсионную и поисково-исследовательскую деятельность.

2) Развитие творческих и литературных способностей учащихся средствами туристко-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Результат программы

По окончании курса обучения по программе, ученик должен – обладать определенным уровнем компетентности в вопросах музейного дела и применять на практике полученные знания и умения.

Выпускники должны знать:

1. Историю музейного дела;

2. Основные социальные функции музеев;

3. Ведущие музеи мира;

4. Жизнь и деятельность выдающихся и интересных людей мира, их вклад в развитие музейного дела;

5. Основы краеведческой деятельности;

6. Правила поведения в музеях и других общественных местах;

7. Сущность и специфические особенности школьного музея;

8. Методику проведения экскурсий.
Должны уметь:

9. Общаться с людьми;

10. Систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить;

11. Составлять научно-справочную картотеку;

12. Выступать с докладами,

13. Оформлять стенды, фотовыставки и т. д.;

14. Составлять научно-справочную картотеку.

Материально-техническая база

Программа обеспечена наглядным материалом – музейными предметами основного фонда школьного музея « Возрождение». Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.

В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.

Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.