«Декоративно-прикладное искусство»

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Известные педагоги России отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством.

Педагоги

Усманова Ирина Алексеевна, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования

Учебный план

 Краткое содержание программы 1 года обучения:

1. Работа с природным материалом

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2. Работа с бумагой и картоном

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

3. Театр из цилидров

Форма цилидра. Закручивание прямоугольника в цилиндр (низкий и высокий).

4.Изготовление поделок из бросового материала

Выкладывание и обклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.

5. Работа с иголкой, цветными нитками и пуговицами.

Изготовление мини-пано из пуговиц, пришитыми на ткани.

6. Работа со скорлупками

Изготовление поделок полой яичной скорлупы.

 

Краткое содержание программы 2 года обучения:

1. Дымовская игрушка.

Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами. 

2. Городецкая роспись.

Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета. 

3. Гжельская роспись.

Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах. 

4. Полхов-Майдан.

Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи. 

Цели программы

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно – прикладное искусство.

Результат программы

Ожидаемые результаты

Первый год обучения.

Дети создают композиции из бумаги способом аппликации, оригами. Имеют представление и первоначальные навыки работы с бумагой в технике «квиллинг». Дети самостоятельно, пользуясь схемами и образцами, создают композиции из бумаги, природного материала, соленого теста, используют в работе различные виды ДПИ.

Проявляют активность, самостоятельность при выполнении работы, помогают друг другу, радуются результатам своей работы и работы друзей. Имеют навыки коллективной работы.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие знания и умения:

1. Познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

2. Познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

3. Владеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

4. Научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

 

Второй год обучения.

Дети знакомы с элементами росписи в технике «гжель», «хохлома», «Городецкая роспись», «дымковская игрушка». Дети выполняют композиции способом пластинографии, могут работать с соленым тестом. Проявляют фантазию, инициативу, активность в процессе творческой деятельности. Проявляют доброжелательность по отношению друг к другу во время коллективных работ. Способны оценивать результаты своей работы и работы других детей.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

1. Знать отличительные особенности о народных игрушках (дымковская, городецкая, гжель).

2. Иметь представление о народных промыслах (Полхов-Майдан)

3. Выделять элементы узора и составлять из них композицию.

4. Самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.

5. Подбирать и передавать колорит нужной росписи.

6. Самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях.

Материально-техническая база

Альбом, краски, кисти, карандаши.