Дополнительная программа творческого объединения «Акбузат»

Содержательной основой программы является богатейший познавательно – исторический материал, разработанный и адаптированный для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Весь познавательно – исторический материал разделен на три тематических блока. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре. Наличие блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно – тематическому планированию процесса реализации основных задач.

Тематические занятия проводятся в следующей последовательности:

Беседа о народах, населяющих Южный Урал, выделение народа башкирской национальности, рассказы об особенностях быта, культуры, традиций, рассматривание иллюстраций, картин, предметов быта и прочее.

Знакомство с башкирским народным жилищем: в давние времена башкиры вели кочевой образ жизни, перегоняли по пастбищам скот, жили в юртах конической или шаровидной формы, которые перевозили с места на место. Стены юрты покрывались войлока, внутри устанавливалась печь. Войлочное покрытие украшалось красивым орнаментом.

Знакомство с внутренним убранством юрты: пол устилался войлоком, сиденьем служили стеганые одеяла, гостям предлагались специальные коврики с узором, полотенца с орнаментом.

Башкирская национальная одежда: одежда башкирской женщины очень самобытна и красива. Длинное платье украшено лентами. Поверх платья надевается суконный халат – елэн. Или камзол. В давние времена более популярным был кафтан – кезекей, который носили и мужчины, и дети. Он украшался узорами с использованием разной техники (вышивка, аппликация, нашитые монеты, подвески). Символом башкирского костюма был оригинальный убор –кашмау, покрытый кораллами и серебром. Женский костюм украшали большие прямоугольные нагрудники – сэлтэр, зашитые рядами монет и кораллов. Девочки вплетали в косу сэсмэу (сулпы).

Башкирское народное творчество: башкирские дети, как и все дети мира не могут обойтись без сказок и веселых игр. При слушании сказок «Человек и его дело», «Ленивый сын», «Ленивая Аусаф» и других дети имеют возможность узнавать особенности жизни башкирского народа, запоминают имена людей, названия предметов быта, знакомятся с культурным наследием. С большим удовольствием дети играют в народные игры: «Ак тирек, куктирек», «Йэшэрэмяулык», «Ястребы и ласточки», «Белая кость», «Гроза» и другие.

Башкирская национальная кухня: дети узнают, что главное праздничное блюдо называется «бишбармак», его готовят из свежего мяса баранины, конины, раньше это блюдо ели с ладони, отсюда и название. Сладкое блюдо «чак-чак» дети готовили сами од моим руководством, также я угощала детей свежим кумысом (кобыльем молоком).

Башкирские национальные праздники: «Сабантуй» – праздник плуга, «Тэлэк» – обряд вызывания или закликания дождя в засушливые годы, «Джиын» – праздник лета, который проводили совместно с несколькими деревнями, «Курбан-байрам»-праздник жертвоприношения.

Под моим руководством был проведен праздничный досуг «Каргатуй» – грачиный праздник. На этом досуге были представлены и проиграны колоритные обычаи башкирских детей и молодежи.

Башкирское народное искусство: дети познакомились с башкирскими народными песнями, танцами, большой интерес у детей вызвала игра на курае и кубызе (народные башкирские инструменты).

Мораль и нравственность: дети узнают, что башкирский народ уважительно относится к старшим, почтительно называют пожилую женщину «апа», пожилого мужчину «ага». «Адат» – башкирский моральный кодекс, учит уважению к старшим, оказанию помощи слабым. Особая традиция – куначество. Кунаки – побратимы клянутся друг другу в верности, дружбе. Обряд в древние времена сопровождался обменом оружия.

 

 

 

Педагоги

воспитатель 1 категории Саетгареева Разиня Минигуловна

Учебный план

1. Комплектование группы. Знакомство - 1 час

2. Введение в образовательную программу. - 1 час

3. Лексическая тема: Дома. - 8 часов

4. Лексическая тема: Цирк. - 10 часов

5. Лексическая тема: На огороде. - 10 часов

6. Лексическая тема: Скоро Новый год.- 10 часов

7. Лексическая тема: Личная гигиена. - 8 часов

8. Лексическая тема: Одежда.- 8 часов

9. Лексическая тема: Игрушки.-9 часов

10. Лексическая тема В городе.- 7 часов

 

Цели программы

Цель программы:

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре башкирского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней, воспитание нравственно-патриотических чувств.

Задачи:

1.Воспитание у детей интереса к изучению башкирского языка, формирование навыков учебной деятельности, умения коллективно решать поставленные задачи.

2.Изучение башкирского языка. Развитие у детей эмоций, воображения, воли, памяти, а также познавательных языковых способностей.

3.Формирование осознанных отношений к родному языку, навыков межличностного общения, навыков самоконтроля и контроля речи других детей.

4.Формирование навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на башкирском языке в рамках тематики, предложенной программой.

 

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы:

После выполнения поставленных целей дети будут готовы и способны:

– слышать и понимать обращенную речь на башкирском языке;

– уметь составлять простые предложения. Общаться между собой и взрослым;

-иметь расширенный словарный запас и возможность использовать его в речи;

-уметь воспроизводить изученные ранее стихи, песни, рассказы, сказки.

-иметь первоначальные представления:

-об истории возникновения родного города;

-об исторических данных по республике Башкортостан;

-об истории, быте и культуре народов, населяющих Южный Урал;

-о героическом прошлом национального героя-Салавата Юлаева.

 

Особые условия проведения

Занятия творческого объединения проводятся в мини-музее "Юрта"

Материально-техническая база

- мини-музей:

- башкирская национальная одежда: национальный женский костюм, платье, фартуки, платки, тюбетейки, мужская рубашка, сапоги, галоши;

- предметы народного быта: самовар, утюг, кувшин, фонари, подносы, полотенца, палас, тарелки, чашки, ложки деревянные,

- куклы в национальных одеждах;

– тематические выставки (какие);

– Фотоальбом (с изображением чего)

– Дидактические игры;

-пособия: Нафикова З. Г., Валеева Ф.Ф.

Наглядно-дидактическое пособие «Афарин»; культура Башкортостана (демонстрационный материал для детей дошкольного и школьного возраста);

учебное издание Н. Х. Давлеткулова «Маленьким друзьям» сборник песен для детей дошкольного возраста (на башкирском языке).

Наглядное пособие «Путешествие в мир букв»

Набор открыток «Любимая моя столица – Уфа».