Занимательная химия

Задачами курса являются:

· формирование базовых химических знаний;

· формирование и развитие творческого химического мышления и экспериментальных (в т.ч. исследовательских) умений;

· формирование самостоятельности и познавательного интереса учащихся;

· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

· формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

· привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Программа объединения дополнительного образования рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). Работа ведется по возрастным группам (оптимальное количество участников объединения каждой ступени – 5 −10 чел.).

Программа включает три блока. Первый посвящен основным химическим понятиям. Здесь учащиеся повторяют полученный ранее материал и осваивают новый. Второй раздел помогает овладеть ребятам необходимыми умениями работы в химической лаборатории. Третья тема включает набор занимательных опытов по химии.

Данная программа предполагает подготовку обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Основным же средством подготовки выступают так называемые практические работы исследовательского характера (ПРИХ).

Дальнейшая подготовка школьников к организации самостоятельных исследований по химии (в 8–11-х классах) может осуществляться как на уроках химии, так и на занятиях объединения дополнительного образования, факультатива, профильного курсов или же в рамках работы научно-исследовательского общества старшеклассников.

Промежуточные результаты исследовательских работ, подготовленных кружковцами, могут быть представлены на тематических вечерах старшеклассников, собраниях педагогического коллектива, Днях науки и т.п.

 

Педагоги

Ячменёва Татьяна Зигфридовна

Содержание программы

Тема 1. Основные химические понятия [22 часа]

Тела и вещества. Физические и химические свойства веществ. Вещества чистые и смеси. Способы разделения смесей. Атомы и молекулы. Химическая формула. Простые вещества и сложные. Фазовые состояния вещества. Переходы вещества из одного фазового состояния в другое. Химические и физические явления. Типы химических реакций. Вычисление относительной молекулярной массы веществ. Количество вещества. Молярный объем и молярная масса. Основные классы химических соединений.

Практические занятия и химические игры: определение физических свойств веществ (цвет, запах, твердость, растворимость в воде, электропроводность и др.); определение физических и химических явлений при горении свечи; получение дистиллированной воды; изготовление модели молярного объема газов при н.у.; “Химическое лото” по теме “Физические и химические явления” [7] ; игра-тренажер “Третий лишний” по теме “Типы химических реакций” [8].

Тема 2. Работа в химической лаборатории [30 часов]

Оборудование лаборатории: посуда, принадлежности, реактивы. Основные правила безопасности в химической лаборатории. Средства пожаротушения. Экстремальные ситуации в лаборатории. Первая медицинская помощь. Приемы работы в химической лаборатории: нагревание, измельчение, взвешивание, растворение, декантация, фильтрование, мытье и сушка посуды, собирание газов. Растворимость веществ в воде. Насыщенные растворы. Плотность растворов. Кислотность растворов. Минерализация. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Молярная концентрация растворов. Реакция нейтрализации.

Тема 3. Занимательные опыты [14 часов]

Подготовка к вечеру химических сюрпризов.

Цели программы

Цель курса – формирование химической компетенции школьников в ходе подготовки к индивидуальной научно-исследовательской деятельности в старших классах. Реализация программы позволит формировать и ключевые компетенции школьников, что, безусловно, положительно повлияет на личность воспитанников.

Результат программы

Результаты по содержанию и способу работы приведены в таблице “Тематический план занятий». По данной программе у обучающихся формируются все группы экспериментальных (в т.ч. исследовательских) умений: организационные, технические, измерительные, интеллектуальные и конструкторские. Основным результатом обучения кружковцев является подготовка исследовательской работы и успешная ее защита на конференциях различного уровня.

Итогом деятельности воспитанников могут стать вечер химических сюрпризов, уроки химии в начальных классах, выпуск стенной газеты, организация выставки, лекторий для родителей или учителей и т.п.

Особые условия проведения

Отбор химических опытов для вечера:

“Химическая тайнопись” [10, С.17], [12, С.130], [13, С.99];

“Горящий снег” [14, С.55];

проявление отпечатка пальца на бумаге [15, С.151];

приготовление “лимонада” [10, С.35];

“Золотой нож” [11, С.66], [14, С.52];

“Химические водоросли” [10, С.36], [14, С.55], [15, С.139];

взаимодействие алюминия с йодом [11, С.47], [13, С.107];

“Волшебная палочка” [11, С.83], [14, С.51], [15, С.124];

получение дымного пороха [11, С.58];

“Ныряющее яйцо” [10, С.35], [13, С.113], [14, С.56];

“Химический вакуум” [13, С.113], [14, С.53];

“Сахар горит огнем” [14, С.53];

“Дым без огня” [11, С.5], [13, С.106], [14, С.52], [15, С.127];

“Кровь без раны” [13, С.136], [14, С.52];

“Вулкан на столе” [11, С.58], [14, С.49], [15, С.130];

“Самодельные духи” [11, С.93].

 

Материально-техническая база

Для проведения занятий потребуется кабинет химии, в котором имеется вытяжной шкаф, раковина с холодной водопроводной водой и необходимые для экспериментов оборудование и реактивы. Кроме того, для организации занятий в старших классах необходимо несколько персональных компьютеров с выходом в Интернет (для этого могут быть предусмотрены занятия в информационном центре школы). Для подготовки необходимого оборудования и материалов можно привлекать лаборанта кабинета химии или старшеклассников из числа наиболее подготовленных.

Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа после уроков. Форма проведения занятий (беседа, игра, ПРИХ, экскурсия, решение задач и т.п.), также как формы работы с учащимися (групповая, парная и индивидуальная), могут быть разнообразными.

Для организации занятий в 8-11 классах можно рекомендовать воспитанникам учебное пособие [17]. Методические рекомендации для педагога дополнительного образования (разработки игр, ПРИХ, методики и тематика исследовательских работ и т.п.) приведены в пособиях и статьях [2-4, 7-15, 17]. Большую помощь в разработке исследования могут оказать материалы, размещенные на сайте НО “Благотворительный фонд наследия Менделеева”: http://www.mendeleev.upeg.net/