«Экономика»

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у учащихся представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание программы на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

 

Педагоги

Стрельцов Владимир Николаевич, педагог дополнительного образованияпедагог дополнительного образования

Содержание программы

10 класс

Основы экономики и предпринимательства как сферы профессиональной деятельности. Типы экономических систем. (4,0 часа). Основы экономики. Основы предпринимательства как сфера профессиональной деятельности. Традиционная и командная экономические системы. Рыночная и смешанная экономические системы.

Структура современного производства. Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. (4.0 час). Понятие современного производства. Структура современного производства. Сфера материального производства. Нематериальная сфера

Анализ востребованности изделия (услуг) потенциальными потребителями (2.0 часа). Спрос на изделия (услуг) потенциальными потребителями. Предложение для востребованности изделия (услуг) потенциальными потребителями.

Рынок потребительских товаров и услуг (4,0 часа). Что такое «Рынок потребительских товаров и услуг»? Виды рынков потребительских товаров и услуг. Основные характеристики рынка потребительских товаров и услуг. Функции рынка потребительских товаров и услуг.

Расчет себестоимости изделия (услуги) (4.0 часа). Себестоимость как экономическая категория. Понятие о калькуляции себестоимости изделия (услуги). Формула калькуляции себестоимости изделия (услуги). Методы расчета себестоимости изделия (услуги).

Законы денежного обращения. Инфляция (2.0 часа). Законы денежного обращения. Инфляция.

Рынок труда. Социальные проблемы рынка труда. Безработица. (4,0 часа). Рынок труда. Социальные проблемы рынка труда. Безработица. Влияние инфляции на безработицу.

Понятие фирмы и виды фирм. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. (4.0 часа). Понятие фирмы. Виды фирм. Представление об организации производства, сферы производства. Понятие об отрасли, объединении, комплексах и предприятиях.

Нормирование и оплата труда. Бюджет семьи (6.0 часа). Нормирование труда. Оплата труда. Что такое семья? Доходы семьи. Расходы семьи. Сбалансированный бюджет семьи.

11 класс

Государство как основа российской экономики. Особенности российских предприятий и их приватизация. (4,0 часа). К какой категории относится экономика России. Государство как основа российской экономики. Особенности российских предприятий.

Типы товаров и особенности формирования спроса. Факторы формирования спроса. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. (4,0 часа). Типы товаров и особенности формирования спроса. Индивидуальный спрос. Рыночный и совокупный спрос.

Цели деятельности фирмы. Экономическое значение конкуренции. (4,0 часа). Фирмы, цели создания, функции. Конкуренция и ее виды.

Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования. (2,0 часа). Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.

Сбережения и их превращение в капитал. Устройство рынка капитала. Формирование цен на рынке капитала. (6,0 часа). Сущность и цели сбережений. Сбережения и их превращение в капитал. Сущность рынка капитала. Устройство рынка капитала. Специфика рынка капитала. Формирование цен на рынке капитала.

Особенности функционирования рынка земли. (2,0 часа). Рынок земли и его особенности.

Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. (6,0 часа). Причины появления банков. Виды банков. Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Центральный банк и его функции. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

Понятие и факторы экономического роста. Цикличность экономического роста и методы ее регулирования (4,0 часа). Понятие и факторы экономического роста. Экономическое развитие. Цикличность экономического роста. Методы регулирования цикличности.

Возникновение международной торговли. (2,0 часа). Причины возникновения международной торговли.

Цели программы

Развитие гражданского образования, экономического образа мышления у обучающихся старших классов, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин.

 

Результат программы

По окончании курса обучающиеся должны знать/понимать:

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка;

уметь:

  • приводить примеры: видов рынка, типов экономических систем, видов денег;
  • описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы;
  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса, закон предложения; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда;
  • сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, организационно-правовые формы предприятий;
  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд;
  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • исполнения типичных экономических ролей;
    • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
    • совершенствования собственной познавательной деятельности;
    • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
    • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

Материально-техническая база

Учебный класс, оборудованный АРМ учителя, интерактивной доской, проектором.