«Я познаю себя»

Данная модельная программа является ознакомительной и предлагается к использованию в учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, а также для работы с активными группами учащихся. Целесообразность обеспечивается основными жизненными навыками, которые представляют собой способности человека демонстрировать гибкое и адекватное поведение, позволяющее индивиду успешно отвечать требованиям общества и решать задачи повседневной жизни.

Можно сказать, что определенные таким образом жизненно важные навыки не поддаются исчислению, а их характер и определение, похоже, различны в разных культурах и установках. Однако анализ навыков и умений, относящихся к области жизненно важных, показывает, что существует ядро, составляющее основу жизненно важных инициатив, содействующих здоровью и благополучию детей и подростков. Они перечислены ниже:

Умение принимать решения. Умение решать проблемы. Умение творчески мыслить. Умение мыслить критически. Умение общаться. Умение устанавливать межличностные отношения. Самоосознание. Умение сопереживать. Умение владеть эмоциями. Борьба со стрессом.

Умение принимать решения помогает нам конструктивно разрешать жизненно важные проблемы. Это может иметь последствия для здоровья в тех случаях, когда молодые люди принимают активное участие в решении проблем, связанных со здоровьем, и оценивают возможные последствия принятых решений.

Умение решать проблемы также позволяет нам конструктивно решать жизненные ситуации. Неразрешенные проблемы могут вызвать психологический стресс и сопутствующее физическое напряжение.

Умение творчески мыслить имеет большое значение для принятия решений, так как позволяет исследовать возможные альтернативы и различные последствия действий или бездействия. Умение мыслить творчески помогает опираться не только на жизненный опыт. Однако в тех случаях, когда нет проблемы, которую необходимо разрешить, или принять решение по данной проблеме невозможно, креативное мышление может помочь приспособиться к повседневной жизни и более гибко откликаться на ее превратности.

Умение мыслить критически – это способность к объективному анализу информации и опыта. Данное умение может оказаться важным для здоровья, так как помогает признавать и оценивать факторы, которые влияют на отношения и поведение (духовные ценности, давление со стороны сверстников, средства массовой информации).

Умение общаться означает, что мы можем самовыражаться различными способами – вербально и невербально, в зависимости от уровня нашей культуры и от конкретной ситуации. Это способность выражать мнение и намерения, а также потребности и опасения; возможность в случае необходимости обратиться за советом и помощью.

Умение устанавливать межличностные отношения помогает нам положительно относиться к людям, с которыми мы общаемся. Это значит – устанавливать и поддерживать дружеские отношения, что в свою очередь является чрезвычайно важным для нашего психического и социального благополучия. Это может быть умение поддерживать хорошие отношения с членами своей семьи -источником социальной поддержки.

Самоосознание – это способность осознавать себя как личность (характер, сильные и слабые стороны, привязанности и антипатии). Развитое самосознание может оказать помощь в критические моменты – подсказать нам, когда мы переживаем стресс или ощущаем давление с чьей-то стороны. Это зачастую необходимое условие успешного общения, установления межличностных отношений, а также умения сопереживать.

Умение сопереживать – это способность человека поставить себя на место другого, даже в незнакомой ситуации. Умение сопереживать может помочь индивиду понять и принять людей, которые не такие как все, и тем самым стимулировать развитие социальных взаимоотношений.

Умение владеть эмоциями включает осознание эмоций в себе и окружающих, их влияния на поведение и способность адекватно реагировать на проявление эмоций. Эмоции напряжения – гнев, печаль – могут негативно отражаться на здоровье, если на них не реагировать адекватно.

Борьба со стрессом – это умение определять источники стрессовых ситуаций, осознавать собственное состояние в период стресса и поведением регулировать уровни стресса. Это могут быть действия, направленные на устранение источника стресса, например, смена обстановки или образа жизни, или овладение приемами релаксации для того, чтобы неизбежно возникающее в результате стресса напряжение не создавало угрозу для здоровья.

Педагоги

К реализации программы допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области организаторской деятельности без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка в области организации досугово-развлекательной деятельности без предъявления требований к стажу работы.

Учебный план

Краткосрочный характер программы определяется общей продолжительностью ее реализации в течении 38 учебных недель (9 месяцев)

Основными формами организации образовательного процесса являются: интерактивная лекция, беседа, ситуативный разговор, групповая познавательная игра, круглый стол, дискуссия, мастер-класс, психологический тренинг личностного роста, самостоятельная работа, самодиагностика, проектная индивидуальная, групповая и командная работа.

Для более полного раскрытия содержания отдельных учебных занятий, демонстрации примеров и образцов успешной деятельности, проведения мастер-классов преподавателем образовательной программы могут быть приглашены представители властных структур, некоммерческих организаций, бизнес-сообщества, СМИ, родители учащихся и т.п.

Цели программы

Содействие личностному росту школьников, формированию у них знаний, умений и навыков эффективного межличностного общения, взаимодействия и организации деятельности, необходимых для совершенствования лидерского опыта и успешной самоорганизации и самореализации в различных сферах современного общества.

Результат программы

Когнитивные:

· овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи актуальной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах деятельности;

· освоение способов решения проблем творческого, поискового и проектного характера;

· формирование умения планировать, контролировать, регулировать и оценивать учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями их реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· овладение алгоритмами деятельности по проведению сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе деятельности.

Мотивационно-ценностные:

· мотивация к различным видам деятельности: учебно-познавательной, творческой, организаторской, коммуникативной, психологической и т.п.;

· самооценка на основе критериев успешности организаторской деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Деятельностные:

· навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из конфликтных ситуаций;

· внесение в жизнь обучающихся новых целевых ориентиров и оптимистической перспективы.

Особые условия проведения

Успешность реализации программы и качество освоения материала учащимися во многом зависят от создания необходимых морально-психологических условий. Среди них можно выделить:

- создание благоприятного психологического климата, творческой обстановки в коллективе, обеспечение положительных эмоций на занятиях;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания;

- построение взаимоотношений между обучающимися и педагогами на основе диалогического взаимодействия и творческого партнерства.

Материально-техническая база

Технические средства обучения
1 мультимедиа проектор
2 персональный компьютер (рабочее место педагога)
3 принтер лазерный
4 копировальный аппарат
5 сканер
6 цифровой фотоаппарат
7 устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники
8 внешний накопитель информации
9 мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)
Информационно-коммуникационные средства (программные средства)
1 операционная система
2 антивирусная программа
3 программа-архиватор 7-Zip
4 программа для записи CD и DVD дисков
5 мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы
6 программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов
7 редактор Web-страниц
8 браузер Opera
9 мультимедиа проигрыватель, входящий в состав операционной системы
10 программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов
11 программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных
12 программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники
13 программное обеспечение для работы цифрового микроскопа
14 коллекции цифровых образовательных ресурсов (аудио-, видео-, фото-, интернет-источники-)
Мебель
1 стол
2 компьютерный стол
3 стулья
4 аудиторная доска (для письма фломастером с магнитной поверхностью /мелом)
5 шкафы для хранения оборудования