«Мой край»

Рабочая программа кружка «Мой край» предназначена для учащихся 5 – 11 классов. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую направленность. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины» для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко- краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран историко – краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры, книги), создан школьный музей.

Педагоги

Маклакова Елена Анатольевна

Содержание программы

I. Введение. Школьное краеведение. Его цели и задачи  Исторические источники
II. Введение в поисково-исследовательскую деятельность
III. Документоведение
IV. Музей и история родного края
V. Совершенствование экспозиции школьного музея
VI. Методика подготовки и проведения экскурсий
VII. Исторические исследования на базе экспонатов музея
VIII. Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях
IX. Итоговое занятие

Цели программы

Цели программы:

Знакомство учащихся с историко – культурным наследием родного края
Формирование патриотизма и гражданственности; воспитание духовности
Выработка умений по ведению исследовательской работы в области краеведения
Исторические исследования на базе экспонатов школьного музея
Задачи программы:

изучать прошлое и настоящее села Кулевчи, обычаи, традиции и духовную культуру народов, проживающих в селе и в Варненском районе.
воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе
формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций
активизировать поисковую деятельность учащихся
прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края
продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного историко – краеведческого музея
формировать у школьников навыки информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения
пополнять фонды школьного музея работами учащихся по краеведению

Результат программы

Учащиеся должны уметь:

работать с историческими источниками
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
сравнивать данные разных источников, анализировать их
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села
описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи, описывать исторические объекты, памятники
проводить экскурсии по музею
излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним
уметь брать интервью
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы
оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах
уметь представлять свою исследовательскую работу

Особые условия проведения

Механизм реализации программы:

организация экскурсий в краеведческие музеи
пешие экскурсии по селу
проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее
сбор материалов
создание проектов
оформление собранных материалов
участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах

Материально-техническая база

Для реализации программы помимо оборудования большую роль играют исторические документы.

Детям помогают материалы школьного музея

Для более успешной работы по программе имеются следующие методические материалы:

- конспекты занятий

- конспекты открытых мероприятий

- раздаточный материал

-анкеты, тесты и т. д. для организации контроля результативности занятий

- портфолио обучающихся