«Занимательная физика»

Данная программа учит пользоваться методами научного исследования, проведению наблюдения, планированию и выполнению эксперимента, обработке результатов измерений, предоставлению результатов измерений с помощью таблиц, графиков формул, объяснению полученных результатов в ходе эксперимента.

Педагоги

К реализации программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена) или высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), направленность (профиль) которого соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка), направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)без предъявления требований к стажу работы.

Содержание программы

Программа рассчитана на 38 недель по 4 часа в неделю.

1. Введение (2 ч.)

Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение техники безопасности.

Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (линейки, мензурки, часов).
Определение длины линии и площади плоской фигуры.
Определение толщины нитки, тонкой медной проволоки, монеты, диаметра зернышка пшена (на выбор).

2. Измерение физических величин(24)

3. Вещества в различных состояниях (4 часа)

4. Механическое движение (18ч).

Понятия: механическое движение, путь, время, скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного движения. Графики движений.

Определить скорость и характер движения пузырька воздуха в стеклянной трубке наполненной раствором медного купороса.
Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля.
Определить конечную скорость, приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной плоскости.

5. Измерение площади и объёма ( 10 ч).

Способы измерения площади и объёма. Пространственные масштабы в природе и технике.

Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур.
Прямые и косвенные измерения объёмов различных тел.

6. Масса и плотность тела. (16 ч)

Масса. Плотность. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей.

Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах.
Что имеет большую плотность: вода или молоко? Во сколько раз? (Можно брать любые другие жидкости).
Определить плотность картофеля, лука, свёклы и т.д.
Возьмите моток проволоки. Определите длину провода, не разматывая его, имея весы с разновесами и линейку.

7. Силы. Давление. (22 ч)

Сила. Прибор для измерения силы. Сила тяжести и упругости. Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике.

Определить коэффициент жёсткости пружины (резины). Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.
Определите вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.
Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трёх одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу. Какой вывод можно сделать из опыта?
Масса одного бруска в n раз больше, чем масса другого. Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае? Проверьте на опыте.
Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае.
Вычислите силу, необходимую для отрыва присоски от поверхности стола.

8. Архимедова сила. ( 14 ч)

Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Как экспериментально определить плотность тела, объём которого трудно установить путем измерения линейных размеров?
Придумайте опыты, с помощью которых можно: а) выяснить от каких величин зависит архимедова сила; б)доказать, что величина архимедовой силы равна весу жидкости, вытесненной этим телом.
Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность. Проверьте расчеты с помощью эксперимента.

10. Работа. Мощность. Энергия. (22ч)

Понятия: работа, мощность, энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, «золотое» правило механики. Условие равновесия.

Определите мощность, развиваемую вами при подъёме по лестнице на 4 этаж.
Возьмите ножницы разных видов, кусачки и линейку. Определите, примерно в каких пределах может изменяться выигрыш в силе при пользовании данными инструментами. Точку приложения силы руки взять там, где удобно держать инструмент.
Используя динамометр, подвижный блок, штатив, верёвку, определите вес мешочка с песком.

Потенциальная энергия поднятого тела зависит от массы тела и высоты, на которую оно поднято. Придумайте опыты, при помощи которых это можно продемонстрировать.
Кинетическая энергия зависит от массы тела и от скорости его движения. Придумайте опыты, при помощи которых это можно доказать.

11. Итоговое занятие. (4 ч)

Подведение итогов работы за год; КВН.

Экспериментальные задачи

Самостоятельно придумать или подобрать, решить и защитить экспериментальную задачу по курсу 7 класса.

Цели программы

Создать условия для формирования у учащихся практических и интеллектуальных умений в области физического эксперимента, интереса к изучению физики подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины через эксперимент, а также к независимости в повседневной жизни.

Материально-техническая база

Учебный кабинет на 15 посадочных мест
Лаборатория
Наглядные демонстрационные пособия
Оборудование для проведения лабораторных работ
Дополнительное и вспомогательное оборудование:
компьютер, оснащенный звуковыми колонками

Интернет

Телевизор