Клуб «Шахматы»

Данная программа является одной из форм дополнительной работы по коррекции познавательных способностей. Шахматы – интеллектуальная спортивная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина. Реализация данной программы происходит за счёт занятий по формированию теоретических знаний, занятий по приобретению практических навыков в ходе решения шахматных задач, разыгрывания партий.

Педагоги

Гайнанова Эльмира Амирхановна

Содержание программы

Организационное занятие.
Шахматы – спорт, наука, искусство.
Правила игры.
Первоначальные понятия.
Тактика игры.
Стратегия игры.
Эндшпиль.
Дебют.
Конкурсы решения задач, этюдов.
Сеансы одновременной игры.
Соревнования.

2 год Повторение. Цель шахматной партии.
Ценность шахматных фигур.
Шахматная нотация.
Техника матования одинокого короля.
Достижение мата без жертвы материала.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации).
Основы дебюта.
Основы миттельшпиля.
Основы эндшпиля.
Шахматный турнир.

Цели программы

Цель программы: создание посредством шахмат благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Результат программы

Планируемые результаты 1 года обучения.

Учащиеся должны уметь:

- объявлять мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой;

- объявлять мат в один ход;

- делать короткую и длинную рокировку;

- играть всеми фигурами из начального положения;

- разыгрывать дебют;

- разыгрывать короткие шахматные партии.

Учащиеся должны знать:

- что, цель игры – мат;

- отличие пата от мата;

- цель и правила рокировки;

- правила поведения во время шахматной партии.

 

Планируемые результаты 2 года обучения.

Учащиеся должны уметь:

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации.

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации в миттельшпиле;

- находить несложные тактические удары в эндшпиле и точно разыгрывать простейшие окончания.

Учащиеся должны знать:

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

- что означают термины: дебют, миттельшпиль. эндшпиль.

- принципы игры в дебюте;

- основные тактические приемы.

Особые условия проведения

для детей с умственной отсталостью

Материально-техническая база

Условия реализации программы.

Дидактические материалы и оборудование:

- комплекты шахмат;

- демонстрационная магнитная шахматная доска;

- учебник «Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» И.Г.Сухин.