«Мир творчества»

Программа творческого объединения «Мир творчества» по содержательной, тематической направленности является художественной по функциональному назначению – декоративно-прикладной, по форме организации – групповой, по срокам реализации – четырёхлетняя.

Программа включает в себя такие подразделы: основы аппликации, ознакомление с нетрадиционными техниками рисования, изготовление интерьерных игрушек, аппликацию, основы декупажа, плетение из газетных трубочек или бумажного шпагата.

Актуальность программы заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, соответствует потребностям времени, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с различными видами художественного и декоративно прикладного искусства, развитие у них творчества возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

На основании выше изложенного видно, что тема: «Формирование и развитие творчества у детей подросткового возраста » является актуальной

Педагоги

педагог дополнительного образования

Содержание программы

 Учебно-тематический план.

1 год обучения на 136 часа (по 2 часа 2 раза в неделю).

Организационное занятие. Принятие норм и правил групповой работы. Игры и упражнения на знакомство. Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности.План работы на год. Входящая диагностика. Природный материал. 2 часа

«Дары осени»– 32 часа
Работа с бумагой «Бумажное творчество»– 32 часа

Изготовление сувениров и открыток к календарным праздникам «Праздник в дом приходит» – 36 часов

Подготовка к муниципальным, региональным и т.д. конкурсам «Творим вместе» – 34 часа

Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Промежуточная диагностика.

2 год обучения на 136 часа (по 2 часа 2 раза в неделю).

Знакомство с детьми, знакомство детей с предстоящим курсом занятий-2 часа
Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Промежуточная диагностика. 2 часа

Комбинированная работа «Подручные материалы»– 16 часов

Поделки из бумажных салфеток «Создаем красоту» – 16 часов

Работа с бросовым материалом «Творим и фантазируем» – 16 часов

Изготовление сувениров и открыток к календарным праздникам «Праздник в дом приходит» – 36

Подготовка к муниципальным, региональным и т.д. конкурсам «Творим вместе» – 34 часов

Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Промежуточная диагностика. 2 часа

3 год обучения на 136 часа (2 часа 2 раза в неделю)

Знакомство с детьми, знакомство детей с предстоящим курсом занятий-2 часа


Флористика «Осенний вернисаж» – 12 часов

Работа с бумагой «Фантазии из бумаги»– 12 часов

Изготовление сувениров и открыток к календарным праздникам «Праздник в дом приходит»- 36 часов


Подготовка к муниципальным, региональным и т.д. конкурсам «Творим вместе» – 34 часа

Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Промежуточная диагностика. 2 часа

4 год обучения на 136 часа (2 часа 2 раза в неделю)

Знакомство с детьми, знакомство детей с предстоящим курсом занятий-2 часа


Глина– 20 часов


Работа с текстильными материалами «Лоскутные фантазии» – 12 часов

Изготовление игрушек «Игрушечная страна» – 12 часов

Изготовление сувениров и открыток к календарным праздникам «Праздник в дом приходит» – 36 часа
Открытка или сувенир ко Дню учителя

Подготовка к муниципальным, региональным и т.д. конкурсам «Творим вместе» – 34 часов

Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Итоговая диагностика. 2 часа

 

Цели программы

Цель данной программы - формирование и развитие у детей творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание интереса к познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов.

Результат программы

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Пройдя полный курс обучения по программе творческого объединения «Творческая мастерская», учащиеся:

- будут знать стили современного дизайна; такие виды рукоделия, как шитье интерьерных игрушек (примитивных, чердачных, кукол игрушек с функциональным назначением), скрапбукинги, декупаж;

- освоят техники изготовления интерьерных игрушек (примитивных, чердачных, кукол «тильда», игрушек с функциональным назначением), открыток, фотоальбомов, декупажных изделий;

- овладеют технологией кройки деталей, копирования и самостоятельной разработки выкроек, составления скетчей для открыток и фотоальбомов;

- будут уметь выбирать нужные материалы для всех видах рукоделия, представленных в программе.

- умение называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства;

- принятие и освоение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

- формирование принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- овладение навыками самостоятельной и групповой работы;

- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности;

- формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности.


- готовность проговаривать последовательность действий на занятии;

- готовность объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- формирование умения готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

- готовность выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- овладение корректировать выполнение своей работы в соответствии с образцом;

- готовность выполнять начатую работу до конца;

- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

- формирование решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;

- овладение навыками работы с разнообразными материалами и навыки создания образов посредством различных технологий;

- формирование адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- определение успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

- формирование ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- овладение делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- формирование добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, занятиях;

- умение различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- освоение приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- сравнивать и группировать произведения народного творчества по видам и жанрам;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- учиться согласованно работать в группе;

- уметь донести свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Особые условия проведения

По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов, то есть изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучение основных видов ручных швов и их применение в работе (шитье интерьерных игрушек);фигурными дыроколами, штампами, работа со скетчами (декупажными картами и салфетками (декупаж).

Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:

- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу или шаблону;

- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени обучения).

 

Материально-техническая база

В организации продуктивного обучения одинаково важны и процесс и результат.

Особенностью программы является развитие творческой активности личности, основанное на развития творческих способностей.

Обучение рукоделию через декоративно прикладное творчество предполагает творческое сотрудничество участников образовательного процесса в продуктивной деятельности в направлении общей цели. При такой организации участники процесса, дополняя друг друга, образуют систему отношений, в которой творческие возможности каждого реализуются наиболее полно. Сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффективно, поскольку позволяет развиваться всем – от младших до старших, включая педагога, снимая психологические барьеры у одних, амбиции у других, предполагая проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности.

Построение содержания программы через независимые разделы позволяет вести обучение в продуктивной деятельности по индивидуальному маршруту (учитывается желание и материальные возможности каждого ребенка, корректируется план обучения). В результате чего процесс обучения становится личностно-значимым. На деле осуществляется личностно-деятельный подход, учитываются возрастные особенности каждого ребенка.

Характер организации образовательной деятельности через декоративно прикладную деятельность предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных заданий. Разделы в программе следуют в соответствии с логикой возрастающей креативности. Применение таких методов и приемов продуктивного обучения как исследовательский метод или метод проектов (индивидуальный и коллективный) побуждает воспитанников к самообучению, развитию творческой активности, самореализации в деятельности. В соответствии с этим образуется цепочка в непрерывности образования личности, основными этапами которой являются этапы освоения репродуктивной и творческой деятельности.

Программа ориентирует воспитанников на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои работы, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ними право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.