Хор мальчиков

Хоровое пение самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор обучающихся, способствует повышению культурного уровня. В последние годы наблюдается рост популярности хорового пения именно в академической манере. Хоровое исполнительство становится мощным средством популяризации классического хорового наследия как русских, так и зарубежных композиторов.

Хор мальчиков – это особый, подчас очень сложный, специфический творческий организм. Занятия музыкой помогают дисциплинировать мальчиков, приучить к ответственности.

 

Педагоги

руководитель Ауц Ирина Олеговна

концертмейстер Тельманова Юлия Александровна

Содержание программы

Вводное занятие: Знакомство с детьми, прослушивание их голосов.

Ознакомление с основными разделами программы и формами работы.

Прослушивание хоровых коллективов и просмотр видеозаписей. Знакомство с понятиями «хор», «солист», «концертмейстер».

Охрана и гигиена голоса. Знакомство с правилами бережного отношения к голосу. Знакомство со строением голосового аппарата.

Вокально-хоровые навыки. Формирование и развитие певческих навыков:

-певческое дыхание

- певческая дикция

- эмоциональное исполнение.

Певческая установка и дыхание. Правильное положение корпуса при пении: спина прямая, плечи расправлены, ноги в упираются в пол. Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Спокойный и бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения:медленное, быстрое.Дыхательная гимнастика.

Звуковедение, дикция. Упражнения для выработки естественного свободный звук без крика. Упражнения для правильного формирования гласных. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Формирование четкой дикции: пропевание скороговорок.

Формирование исполнительских навыков. Выработка унисона (чистое интонирование мелодии), ритмическая устойчивость в умеренных темпах. Пение legato.

Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время- наилучшему усвоению изучаемого репертуара.Например:

- нисходящие трех-пятиступенные построения, начиная с середины регистра (секвенции), то же в восходящем движении, начиная с нижних звуков регистра;

- смена гласных на повторяющемся звуке;

-гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков)

-трезвучия по прямой и ломаной линии вниз и вверх;

-небольшие мелодические обороты ( отрывки песен, попевки)

-упражнения для расширения певческого диапазона;

-упражнения для соединения голосовых регистров.

 

Основы музыкальной грамоты:

Знакомство с понятиями: «звукоряд», «скрипичный ключ», «нотный стан»;

Расположение нот на нотном стане и виды длительностей. Пение упражнений нотами, разучивание песен по нотам. Знакомство со штрихами: Legato, non legato, staccato

 

Работа над репертуаром. Народные песни, произведение русских классиков, детские песни современных композиторов. Знакомство с творчеством композиторов произведений. Анализ словесного текста и его содержания в произведении. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Средства музыкальной выразительности. Знакомство с понятиями «лад» «ритм», «штрихи», «динамика».

Мимика. Мимические упражнения. Эмоциональное исполнение произведений.

Исполнительская деятельность. Участие в школьных концертах, городские конкурсы и фестивали, концерты в детских садах.

 

 

Цели программы

Развитие личности ребенка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства.

Результат программы

К концу обучения воспитанники хора должны обладать следующими навыками:

- правильное певческое дыхание

-правильная певческая установка

- четкая дикция

-плавность звуковедения

-выразительное исполнение произведений

-анализ словесного текста произведений

– анализ средств музыкальной выразительности

Особые условия проведения

В хор принимаются только мальчики без отбора по музыкальным способностям

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение:

- Наличие оборудованного кабинета

- Наличие репетиционного зала

- Фортепиано

- Музыкальный центр (магнитола)

- Компьютер с выходом в интернет-ресурсы

- Нотный материал