«Ступени к школе».

Содержание программы последовательно и равномерно распределено по разделам, от простого к более сложному. Занятия проводятся в доступной игровой форме. Принцип «повторять, не повторяясь» позволяет проводить занятия так, что одна и та же тема изучается несколько раз в разных вариантах. На занятиях чередуются различные виды деятельности, своевременно проводятся физкультминутки. В дополнение к традиционно используемому демонстрационному и раздаточному материалу на каждом занятии для каждого обучающегося используются листы с печатной основой. При планировании I части программы «Обучение грамоте» выделены условно 3 периода: подготовительный, буквенный и послебуквенный. В подготовительный период большое внимание отведено звуковому анализу слов. Обучающиеся учатся позиционному чтению. Для этого гласные буквы вводятся парами: а-я, о-е, у-ю... Буквенный период осуществляется через систему увлекательных игр и упражнений по ознакомлению с буквами, словами. Обучение чтению проходит по «Букварю для дошкольников» Н.С. Жуковой. В нем столбики для чтения строятся по принципу наращивания и от крупного шрифта к более мелкому. II часть программы «Формирование элементарных математических представлений» составлена с использованием методических пособий и рабочих тетрадей Е.В. Колесниковой и Г.Е. Сычевой. При разработке тем использованы различные варианты организации работы с заданиями.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Лебедева Людмила Ивановна, высшее педагогическое образование, 38 лет педагогического стажа.

Расписание

I группа понедельник, среда 16:00-16:30

II группа вторник, четверг 16:00-16:30

III группа понедельник 16:30-17:00 и 17:00-17:30

IV группа среда 16:30-17:00 и 17:00-17:30

V группа вторник, четверг 17:30-18:00 и 18:00-18:30

VI группа понедельник, среда 17:30-18:00 и 18:00-18:30

VII группа вторник 16:30-17:00 и 17:00-17:30, пятница 17:30-18:00 и 18:00-18:30

VIII группа пятница 16:30-17:00 и 17:00-17:30

IX группа четверг 16:30-17:00 и 17:00-17:30

Учебный план

Учебный план для первого года обучения «Обучение грамоте»

1 раздел. В стране "Звуки и слова". 10 часов.

2 раздел. Гласные и согласные звуки. 7 часов.

3 раздел. Мягкие и твердые согласные звуки. 4 часа.

4 раздел. В гостях у гласных букв. 6 часов.

5 раздел. В гостях у согласных букв. 6 часов.

6 раздел. Чтение слов и слогов. Предложение. 4 часа.

 

Учебный план для второго года обучения «Обучение грамоте»

1 раздел. Звуки, слоги и слова. 6 часов.

2 раздел. Гласные и согласные звуки. 4 часа.

3 раздел. Гласные буквы. 7 часов.

4 раздел. Согласных буквы. 12 часов.

5 раздел. Чтение слов и слогов. Предложение 8 часов.

 

Учебный план для третьего года обучения «Обучение грамоте»

1 раздел. Мир полон звуков и слов. 11 часов.

2 раздел. Звуковая структура слова. 7 часов.

3 раздел. Царство гласных букв. 6 часов.

4 раздел. Царство согласных букв. 10 часов.

5 раздел. Звонкие и глухие «двойняшки». 7 часов.

6 раздел. Звонкие и глухие «одиночки». 7 часов

7 раздел. Звуки повелевают буквами. 6 часов.

8 раздел. Предложение. 7 часов.

9 раздел. Я умею читать. 13 часов.

 

Учебный план для первого года обучения «Формирование элементарных математических представлений»

1 раздел. Количество и счёт в пределах 5. Сравнение предметов и групп предметов. 12 часов.

2 раздел. Геометрические фигуры. 5 часов.

3 раздел. Пространственные и временные представления. 9 часов.

4 раздел. Письменная нумерация чисел в пределах 5. 11 часов.

 

Учебный план для второго года обучения «Формирование элементарных математических представлений»

1 раздел. Устная нумерация числа. Сравнение предметов и групп предметов. Геометрические фигуры. 17 часов.

2 раздел. Ориентировка в пространстве и времени. 9 часов.

3 раздел. Величины. 8 часов.

4 раздел. В мире чисел и цифр. Образование числа. Состав числа. 10 часов.

5 раздел. Сложение и вычитание в пределах 10. 7 часов.

6 раздел. Геометрические понятия. 5 часов.

7 раздел. Объёмные фигуры. 3 часа.

8 раздел. Решение задач, примеров. 15 часов.

 

Учебный план для третьего года обучения «Формирование элементарных математических представлений»

1 раздел. Устная нумерация числа. Сравнение предметов и групп предметов. Геометрические фигуры. 9 часов.

2 раздел. Ориентировка в пространстве и времени. 10 часов.

3 раздел. В гостях у Архимеда. 7 часов.

4 раздел. В царстве геометрии. 8 часов.

5 раздел. В мире чисел и цифр. В гостях у царицы Экономики. 14 часов.

6 раздел. Геометрические тела. 3 часа.

7 раздел. «Примеры царя Считая». 6 часов.

8 раздел. «В гостях у Задачкина». 8 часов.

9 раздел. Я решаю логические задачи. 9 часов.

 

 

 

 

Цели программы

Формирование готовности детей к школьному обучению, к новой социальной позиции - позиции школьника.

Результат программы

 

Ожидаемый результат по обучению грамоте для детей 4 лет

Знать, уметь:

– определения понятий: «звук», «буква», «слово», «предложение»;

– выделять звуки в слове, находить одинаковые звуки в словах.

– различать гласные и согласные звуки.

– делить слова на слоги;

– с помощью педагога делать звуковой анализ слова.

– читать слоги, слова с изученными буквами;

 

Ожидаемый результат по обучению грамоте для детей 5 лет

Знать, уметь:

– характеристику звука: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные;

–определять место звука в слове, подбирать слова с определенным звуком, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;

– делить слова на слоги, определять ударный слог;

– с помощью педагога делать звуковой анализ слова;

– читать слоги, слова с изученными буквами;

 

Ожидаемый результат по обучению грамоте для детей 6 лет

Знать, уметь:

– буквы русского алфавита;

– характеристику звука: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные;

– что предложение может состоять из одного или нескольких слов;

–составлять звуковые схем слов, делать звукобуквенный анализ слов,

– различать гласные и согласные звуки, твердые – мягкие, звонкие – глухие;

– определять количество слогов в слове, правильно ставить ударение;

– читать слоги, слова, предложения, небольшие тексты с изученными буквами;

– писать (печатать) буквы разных размеров;

 

Ожидаемый результат по обучению грамоте для детей 6 лет (третий год обучения)

Знать, уметь:

– все буквы русского алфавита;

-звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки;

-давать характеристику звуку, доказывая свой ответ грамотным научным языком;

-делать звукобуквенный анализ слов;

– делить слова на слоги, определять ударный слог, ударную гласную;

-составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, по схемам, по опорным словам;

-писать (печатать) слова различного слогового состава, предложения, соблюдая пробел между словами;

-читать слова, предложения, небольшие рассказы;

 

Ожидаемый результат по формированию элементарных математических представлений для детей 4 лет.

Знать, уметь:

– количественный и порядковый счет до 5;

– элементарные геометрические фигуры;

– временные части суток, времена года, величины;

– писать цифры от 0 до 5;

– классифицировать множество;

 

Ожидаемый результат по формированию элементарных математических представлений для детей 5 лет

Знать, уметь:

– количественный и порядковый счет в пределах 10;

– обозначение числа с помощью цифр (от 0 до 9);

знаки: +, -, =, <, >;

– элементарные геометрические фигуры;

– величины: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.

– писать цифры от 0 до 10;

– классифицировать множество;

– составлять числа от 3 до 10 из 2-х меньших на наглядном материале;

 

Ожидаемый результат по формированию элементарных математических представлений для детей 6 лет

Знать, уметь:

– состав числа из 2-х меньших чисел до 10;

– цифры от 0 до 10;

– названия геометрических фигур;

– величины: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.

– решать примеры;

–решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

– различать геометрические фигуры;

– определять временные отрезки: год, месяц, неделя, сутки, час, минуты;

 

Ожидаемый результат по формированию элементарных математических представлений (третий год обучения)

Знать, уметь:

-числа от 1 до 20 и их графическое изображение;

-состав числа из 2-х меньших чисел до 10;

-структуру задачи;

-величины: длина, масса, объем жидких и сыпучих веществ;

-простейшие геометрические понятия: луч, точка, угол, отрезок, прямая;

-сведения из элементарной геометрии: как из одной фигуры составить несколько, как преобразовать несколько фигур в одну;

-временные части суток, название дней недели, месяцев и времен года;

-считать от 1 до 20 и обратно;

-соотносить количество предметов с цифрой;

-называть состав чисел первого десятка;

-составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

-с помощью условных мерок определять длину, ширину, высоту, объем;

 

Материально-техническая база

Учебный кабинет, парты, стулья, настенная магнитная доска, лента букв, демонстрационный материал по каждой теме программы, раздаточный материал, набор игрушек, наборы плоскостных геометрических фигур и объемных тел, картотека