«Экознайка»

Начальный младший школьный возраст – самый благоприятный период для воспитания экологической культуры. Представляемая программа позволяет начать экологическое образование детей с раннего возраста, помогает воспитать у детей экологически грамотное поведение, обучить их практическим умениям и навыкам в области охраны окружающей среды. Педагогическая целесообразность разработанной программы выражена в систематизации знаний по изучению окружающего мира, подборе разнообразных форм творческих и практических занятий. Смена видов деятельности на занятиях благотворно сказывается на поддержании и развитии познавательного интереса учащихся, позволяет не только закрепить полученные знания, но и способствует формированию экологически деятельностного отношения учащихся к окружающей среде. В процессе изучения окружающего мира, обучающиеся приобретают ещё и навыки исследовательской деятельности: наблюдения за природой и природными явлениями, практическая и экспериментальная деятельность, разработка проектов. Отличительной особенностью данной программы является и то, что она даёт возможность привлечь родителей к проведению исследования и к работе по созданию индивидуальных ученических проектов. Взаимодействие с родителями при реализации этой программы необходимо для включения семьи в процесс формирования экологической культуры и экологического мышления учащихся.

Педагоги

Макеева Леонида Феликсовна - педагог дополнительного образования.

Содержание программы

1. Введение в программу. Земля – живая планета. Разнообразие животного и растительного мира – 4 ч.
2. Природные явления – 6 ч.
3. Деревья и кустарники нашего двора – 6 ч.
4. Времена года. Растения и животные осенью. Красочная палитра осени. Подготовка природы к зиме – 6 ч.
5. Цветник на окне. Уход за комнатными растениями, пересадка – 4 ч.
6. Четыре стихии мира: земля, воздух, вода, огонь – 16 ч.
7. Изучаем экологические связи в живой природе. Изучаем взаимосвязи между живой и неживой природой – 6 ч.
8. Экологический календарь – 8 ч.
9. Времена года. «Краски и звуки зимы» – 6 ч.
10. Изучаем способы охраны природы – 6 ч.
11. Твоя Красная книга. По страницам Красной книги. Будь природе другом – 6 ч.
12. Человек и природа: правила экологической безопасности – 6 ч.
13. Секреты природы – 8 ч.
14. Огород на окне – 6 ч.
15. Времена года. Пробуждение природы – 10 ч.
16. Охрана природы. Заповедники. Заказники. Национальные парки – 8 ч.
17. Разработка проектов. Экологические игры – 6 ч.
18. Лето, признаки лета – 6 ч.
19. Полезные свойства лекарственных растений – 6 ч.
20. В природе нет ничего лишнего – 4 ч.
21. Итоговое занятие. Посвящение в экологи – 4 ч.
Всего - 144 ч.

Цели программы

Способствовать формированию у учащихся основ экологической образованности, исследовательских навыков посредством создания развивающей образовательной среды в процессе изучения окружающего мира.

Результат программы

К концу обучения ожидается формирование личности младшего школьника с активной жизненной позицией, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением и демонстрирующей экологически сообразное поведение. Критерием обученности будут: положительная динамика уровня обученности и развития творческих способностей детей, успешное участие в конкурсах и выставках различного уровня, заинтересованность детей в познавательной, творческой и исследовательской деятельности.

Особые условия проведения

Образование бесплатное. Обучение ведется на русском языке. Набор обучающихся в творческое объединение свободный.

Материально-техническая база

Кабинет для проведения занятий, мебель.
Печатные пособия (таблицы по окружающему миру, натуральные живые пособия, гербарии, коллекции, географические карты).
Технические средства обучения (персональный компьютер, мультимедийный проектор). 
Измерительные приборы.