Обучение игре на фортепиано

Программа «Занимательные клавиши» относится к художественной направленности, реализуется в детской хоровой студии «Радуга». Данная программа развивает у учащихся музыкальный вкус, музыкальный кругозор, даёт дополнительные знания, которые воспитанник не получит в общеобразовательной школе.

Новизна программы в элементах здоровьесберегающей направленности, которые благотворно влияют на слуховой аппарат, костно-мышечную систему и психику ребенка.

Программа помогает выявить и развить музыкальные способности у воспитанника во время её реализации. Возраст детей, занимающихся по данной программе 6 лет – 18 лет. Срок реализации 7 лет.

Педагоги

Обухова Лариса Викторовна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Расписание

Расписание составлено с учетом первой и второй школьной смены (см. раздел "Расписание")

Учебный план

Учебно-тематический план на 1-7 год обучения (часы)

Вводное занятие - 2
Введение в музыку - 3
Развитие индивидуальных музыкальных способностей - 85
Освоение инструмента - 130
Знакомство с музыкальной грамотой - 43
Звукоизвлечение - 44
Итоговые занятия - 17

Цели программы

Эстетическое воспитание личности ребёнка посредством обучения игре на фортепиано.

Результат программы

 

К концу первого года учащиеся должны

знать:

· основы музыкальной грамоты

· основные этапы истории музыки;

уметь:

· слушать музыку;

· определять характер, жанр музыкальных произведений;

· правильно сидеть за инструментом, ставить руки;

· исполнять легкие пьесы, технические упражнения;

· подбирать по слуху, читать с листа легкие мелодии, аккомпанировать себе во время пения, играть в ансамбле.

 

К концу второго года учащиеся должны

знать:

· гаммы, аккорды, арпеджио;

· жанры музыкальных произведений;

· пьесы, этюды.

уметь:

· контролировать себя во время игры;

· играть гаммы, аккорды, арпеджио;

· самостоятельно пользоваться музыкальной грамотой при работе дома и на уроке;

· играть пьесы и этюды;

· понимать характер произведения и раскрывать его во время игры.

 

К концу третьего года учащиеся должны

знать:

· новую информацию по истории музыки, музыкантах и исполнителях.

уметь:

· работать над музыкальной фразой;

· контролировать себя во время игры;

· самостоятельно пользоваться музыкальной грамотой при работе дома и на уроке;

· понимать характер произведения и раскрывать его во время игры, создавать

музыкальный образ;

· играть быстрые пьесы и этюды;

· читать с листа легкие пьесы, аккомпанировать себе во время

пения, играть в ансамбле, сочинять простые мелодии.

К концу четвертого года учащиеся должны

знать:

· новую информацию о стилях и жанрах музыкального произведения.

уметь:

· исполнять произведения разных форм и стилей;

· аккомпанировать себе и товарищам;

· правильно пользоваться педалью;

· контролировать себя во время игры;

· чувствовать пульс, понимать характер произведения, создавать музыкальный

образ;

· играть на публике;

· подбирать по слуху, читать с листа пьесы, аккомпанировать себе во время пения,

играть в ансамбле, сочинять.

К концу пятого года учащиеся должны

знать:

· новую информацию о выдающихся исполнителях – пианистах, знаменитых конкурсах.

уметь:

· исполнять произведения разных форм и стилей;

· правильно пользоваться разными видами педали;

· контролировать себя во время игры, держать себя на сцене;

· ощущать связь выразительности с пианистическими приемами;

ориентироваться в выборе аппликатуры.

 

К концу шестого года учащиеся должны

знать:

· новую информацию о выдающихся музыкантах, исполнителях, музыкальных театрах мира.


уметь:

· играть сложные в техническом отношении произведения (играть цельно

длительные пассажи);

· исполнять произведения разных форм и стилей;

· артистично, ярко, выразительно играть музыкальные произведения;

· подбирать по слуху, читать с листа пьесы, играть по цифровкам.

 

К концу седьмого года учащиеся должны

знать:

· новую информацию о выдающихся исполнителях, музыкантах музыкальных произведениях.

уметь:

· самостоятельно разучивать произведения;

· подбирать по слуху, читать с листа пьесы, аккомпанировать себе и товарищам,

играть в ансамбле, работать с иллюстратором, сочинять музыку;

· играть технически сложные произведения, полифонию;

· пользоваться навыком ориентации в выборе аппликатуры;

· пользоваться навыками беглости в сочетании с ритмо-динамической точностью,

полной свободой, пластичностью, организованностью всей руки.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

К средствам обучения относится инструмент фортепиано. Фортепиано очень помогает при объяснении темы «Альтерация». Чисто зрительно на фортепиано наглядно расположение черной клавиши между двумя белыми. Хроматизм идёт зигзагом и к этому нужно привыкнуть. Проработка темы «Альтерация» помогает воспитаннику в освоении предмета сольфеджио. Осуществляются межпредметные связи.

Весь нотный материал – это тоже средства обучения. Ноты, как правило приобретаются в книжном магазине. Что-то дети переписывают для изучения, особенно – простенькие песенки на 2-3 ноты; что-то – переписывает педагог.

а) цифровые носители с записями отчетных концертов, контрольных уроков, просмотр которых может иметь большое воспитательное и обучающее значение; помогает выявить недочеты при исполнении и наметить пути их устранения;

б) книги, стихи, статьи, музыкальный альманах для школьников, музыкальные сайты в интернете – это тоже прекрасный материал для обучения. Для подготовки классных часов, классных концертов дети подбирают материал по теме, учат или сами сочиняют стихи, а затем с удовольствием их рассказывают;

в) аудиодиски и другие цифровые носители с музыкальным материалом, используемые для прослушивания и обсуждения музыкальных произведений.